[ Р.Дарендорф и Л.Козер: начало конфликтологии.
Ральф Дарендорф
(1929 – 2009)
Ральф Дарендорф, немецкий социолог разрабатывает диалектическую теорию конфликта в традиции Маркса.
По Дарендорфу конфликт присущ любому обществу в силу неизбежного различия интересов людей. Но в современном постиндустриальном обществе основное противоречие перемещается из сферы отношений собственности (классовые конфликты по Марксу) в область отношений гоподства-подчинения. Дарендорф подробно описывает динамику развития конфликтов и иерархию конфликтов разного уровня.
Иерархия конфликтов по Дарендорфу
Между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к носителю какой-либо социальной роли (профессиональная, семейная, дружеская и т.д.).
Между самими социальными ролями.
Внутригрупповые конфликты.
Межгрупповые конфликты.
На уровне общества в целом и межгосударственные конфликты.
Внутри каждого уровня может быть конфликт противников одного ранга, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения одного другому, конфликт целого и части. В результате получается иерархия конфликтов, в которой насчитывается 15 типов.
|
|
Льюис Козер (1913 – 2003)
Американский социолог Льюис Козер разработал концепцию, получившую название «конфликтный функционализм». В работе «Функции социальных конфликтов» (1956) он детально описал негативные и позитивные функции конфликта.
Негативные функции конфликта:
· ухудшение социального климата, снижение производительности труда, увольнение части работников в целях разрешения конфликта;
· неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга;
· уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него;
· дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их стремиться больше к победе, во что бы то ни стало, чем к решению реальных проблем и преодолению разногласий;
· материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта.
Позитивные функции конфликта:
· конфликт не дает сложившейся системе застыть окостенеть, он толкает ее к изменению и развитию, открывает дорогу инновациям, способным ее усовершенствовать;
· играет информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта люди узнают друг друга;
· способствует структурированию социальных групп, сплочению коллективов;
· снимает «синдром покорности», стимулирует активность людей;
· стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими своей значимости;
· в критических конфликтных ситуациях выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для оценки людей по их моральным качествам – стойкости, мужеству и т.д., для выдвижения и формирования лидеров;
|
|
· снимается подспудная напряженность;
· выполняет диагностическую функцию (позволяет прояснить обстановку и понять истинное состояние дел).