Санитарно-гигиенические условия
6Экономические факторы (задержка оплаты, несовершенная система премирования)
Субъективные причины - связаны с личностью как самого руководителя, так и работниками.
Ошибочные действия руководителей, ведущие к конфликтам, можно сгруппировать в три направления:
1Нарушение служебной этики: грубость, высокомерие, неуважительное отношение к подчиненным, навязывание своего мнения, невыполнение обещаний, нетерпимость критики, неумение критиковать правильно.
2Нарушение трудового законодательства
3Несправедливая оценка результатов труда
Несправедливая оценка работников и результатов их труда встречается нередко, значит, руководитель не умеет мотивировать.
Недопустимо сознательное занижение заслуг подчиненного из-за боязни, что тот перейдет на место руководителя. Не следует использовать в работе с коллективом прием огульной критики. Огульная критика всегда не корректна, обидна и т.д. Кроме того, обвиняемые могут сплотиться против руководителя. Открытый конфликт – конфликт, когда ясны его мотивы и противоборствующие стороны его не скрывают. Скрытый конфликт – конфликт, мотив которого тщательно маскируется.
На стадии конфликтной ситуации уместна методика «Совета», т.е. руководитель должен оценить позиции каждого работника по отношению к проблеме и руководитель может собрать собрание.
Правила такого собрания:
-Позиция руководителя должна быть объективной и нейтральной
-Руководитель никогда не должен выступать первым
-Обмен мнениями должен начинаться с менее авторитетных сотрудников
-Следует дать возможность высказаться одинаково по времени всем работникам
-Самое главное для руководителя – не ввязываться в конфликт, не вставать на чью-либо сторону
Если конфликт перешел в расширенную стадию, то обычно руководитель либо уволен, либо переведен на новое место работы.
На этапе всеобщего конфликта уже не действует ни программа, ни личный пример руководителя.
Существуют стратегии поведения человека в конфликтных ситуациях:
1Применима при низкой напористости и кооперации. Характеристика такой позиции: источник разногласий несущественен, необходимо время, что бы разобраться в ситуации, ослабить накал в группе. Работники сами могут решить конфликт, руководитель не ввязывается.
2Примениа при высокой напористости. Цель поведения при такой стратегии – настоять на своем путем открытой борьбы. Характеристика: необходимы быстрые действия.
3Применима при высокой кооперативности и низкой напористости. Цель: сохранение благоприятных отношений. Характеристика: предмет разногласий более существенен для оппонента, чем для вас.
4Применима при среднем значении кооперации и напористости. Цель: стремление урегулировать разногласия путем обмена взаимными уступками.
Тема: «Конструктивное разрешение конфликта».
- Формы и критерии завершения конфликта.
- Условия и факторы конструктивного разрешения конфликта.
- Стратегии и способы разрешения конфликта.
1) Общим понятием, описывающим финал конфликта, является понятие завершения конфликта, т.е. прекращение его существования в любой форме.
Используются и другие понятия, характеризующие суть процесса завершения конфликта:
1 Затухание – временное прекращение противодействий
Причины затухания:
-Истощение ресурсов обеих сторон
-Потеря мотива к борьбе
-Переориентация мотива
2Преодоление
3Пресечение
4Пригашение
5 Саморазрешение – активность обеих сторон
6 Урегулирование – принимает участие третья сторона
7 Устранение – воздействие на конфликт в результате которого ликвидируются его основные компоненты.
Способы устранения:
-Изъятие из конфликта одного оппонента
-Исключение взаимодействия оппонентов на длительное время
-Устранение объекта
-Перерастание в другой конфликт
8Улаживание
Основные формы завершения конфликта:
Исходом конфликта могут быть: приостановка конфликта, победа одного из участников, деление объекта конфликта, согласие о правилах совместного использования объекта, компенсация одной из сторон за обладание объектом.
Основной критерий разреженности конфликта это удовлетворенность обеих сторон.
2) Условия:
-Прекращение конфликтного взаимодействия
-Поиск близких или даже общих точек соприкосновения
-Снижение интенсивности негативных эмоций
-Устранение образа врага
-Объективный взгляд на проблему
-Учет статусов друг друга
Выбор оптимальной стратегии разрешения. Факторы:
1Время
2Участиве третьих лиц
3Своевременность
4Равновесие сил
5Опыт
6Отношения
3) Разрешение конфликта – многоэтапный процесс:
1 Аналитический этап – сбор и оценка информации по следующим проблемам:
-Объект конфликта
-Оппонент
-Собственная позиция
-Причины и повод
-Социальная среда
2 Прогнозирование варианта решения:
-Наиболее благоприятный
-Наименее благоприятный
-Что будет, если прекратить действия
3Действия по реализации намеченного плана
4Коррекуция плана
5Контроль эффективности действий
6Оценка результатов конфликта
В стратегии заложены самые общие установки и ориентиры на результат конфликта. Сводится к 4 вариантам:
1Односторонний выигрыш
2Односторонний проигрыш
3Взаимный проигрыш
4Взаимный выигрыш
Установки и ориентиры формируются у субъектов взаимодействия на основе анализа соотношения интересов, сил и средств. При этом важно учитывать факторы, влияющие на анализ:
1Личностные качества конфликтующего (мышление, характер, темперамент)
2Информация, которой располагает субъект о себе и противнике.
3Другие субъекты социального взаимодействия (группа поддержки)
4Содержание предмета конфликта или образа
Наиболее вероятно использование компромисса как шага навстречу, который делает хотя бы одна сторона для того, что бы разрешить конфликт. В основе компромисса лежит технология уступок, сближения или торг.
Недостатки компромисса:
1Урезанные соглашения
2Почва для уловок
3Ухудшение отношений
Максимально эффективен для полного разрешения конфликта способ сотрудничества. Он сводится к следующему:
1Отделение людей от проблемы
2Внимание к интересам, а не позициям
3Предлагайте взаимовыгодные варианты
4Используйте объективные критерии
Пять стилей конфликтного поведения:
1Уклонение
2Приспособление
3Конфонтация
4Сотрудничество
5Компромисс
Предупреждение конфликта:
1Психоанализ
2Когнитивистские теории
3Терапия Роджерса
4Гешальт-терапия
5Экзистенциональная терапия Франкла
6Поведенческая терапия (переработанный бихевиоризм)
Тема: «Сотрудничество при преодолении конфликтов».
- Роль коллектива в преодолении конфликтов.
- Общение в коллективе.
1) Отношение человека к делу, его заинтересованность в результатах своего труда, свойственная ему реакция на общественные инициативы, это психологические и социальные аспекты деятельности трудовых коллективов, которые имеют решающее значение для успешного функционирования организации в целом.
Под трудовым коллективом понимается общность людей, входящих в одно структурное подразделение, связанных совместной деятельностью и решающих одну производственную задачу. Коллектив – высшая форма социальной группы, в которой объединены 2 компонента:
1Материальный (люди)
2Духовный (переживания людей, чувства, направленность)
Право называться коллективом социальная группа обретает при условии, если она обладает рядом признаков, включая общественно-полезную цель, сплоченность, наличие органов управления. Развитый коллектив представляет собой самоуправляемую и саморегулируемую систему.
Духовную сторону жизни трудового коллектива составляют его идеология (совокупность идей и взглядов) и психология (определенные социально-психологические явления).
Среди последних выделяются:
1Социально-психологические факторы (взаимные оценки, требования, авторитет)
2Общественные мнения (коллективные взгляды, установки, суждения)
3Социальные чувства и коллективные настроения (коллективные привычки, обычаи)
В коллективе выделяются три сферы отношений:
1Профессиональная (трудовая) – взаимоотношения между работниками. Включает: субординарные отношения (старший - младший, руководитель - подчиненный), координационные и в некоторых случаях человек – техника.
2Общественно-политическая
3Жизнедеятельность
Поскольку в коллективе объединяются люди, обладающие различными личностными особенностями, приходится сталкиваться с так называемыми конфликтными личностями. Знание особенностей поведения таких людей, своевременное выявление их в коллективе, служат частью мер по предупреждению конфликтной ситуации.
Общение в трудовом коллективе – сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия. В его основе находится совместная трудовая деятельность людей, необходимость согласования и соотнесения действий работников, взаимосвязи и взаимозависимости, которые возникают в коллективе.
Соответственно, основная функция, которую выполняет общение в коллективе, заключена в организации совместной деятельности людей, имеющих единую цель, ориентация их на достижение общего конечного результата.
В процессе совместной деятельности, разного рода контактов и взаимодействий, возникающих между людьми, идет постоянное формирование представлений друг о друге, складываются образы друг друга.
Чем более развит коллектив, тем более определяющую роль играют в нем деловые отношения. В деловые отношения входит авторитетность, статусность, ранги.