Тема 2. Современные теории культуры

Базовые понятия темы: морфология культуры, «душа культуры», закон Вызова и Ответа, трансфигурация, индивидуальное бессознательное, сублимация, коллективное бессознательное, архетипы, игра, способность к символизации, символ, структурализм, структура, бинарные оппозиции.

Контрольные вопросы и тестовые задания

1. В ходе критики каких установок анализа культуры новоевропейской философии формируется теория культуры О. Шпенглера?

2. Прокомментируйте высказывания немецкого мыслителя О. Шпенглера с позиции особенностей его подхода к анализу культуры: «Характер нашего мышления определяется географическими условиями… …Каждая из великих культур обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, чья душа принадлежит к этой культуре».

3. Почему О. Шпенглер называет цивилизацию «мумией культуры»?

4. Какие идеи О. Шпенглера оказали влияние на развитие культурологии?

5. В чем специфика анализа культуры у А. Тойнби?

6. Что общего и в чем различие в анализе культуры А. Тойнби и О. Шпенглера?

7. В чем А. Тойнби видит причины разрушения цивилизации? Является ли конец цивилизации неизбежным?

8. Может ли по З. Фрейду индивидуальное бессознательное как антипод культуры быть источником развития культуры?

9. В чем по К.Г. Юнгу главная причина кризиса современной культуры?

10. «Человек сумел открыть новый способ приспособления к окружению. У человека между системой рецепторов и эффекторов, которые есть у всех видов животных, есть и третье звено, которое можно назвать символической системой… Человек живет не только в физическом, но и в символическом универсуме. Язык, миф, искусство, религия – части этого универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, сложная ткань человеческого опыта». Как возникает культура по Э. Кассиреру?

11. Термин «символ» в теории культуры Э. Кассирера выражает:

а) знание и смысл предмета;

б) информацию о предмете;

в) значимость предмета;

г) сам предмет;

д) внутренний мир человека;

е) развитие предмета.

12. В чем Й. Хейзинга видит взаимосвязь игры и культуры?

13. «…Человеческая культура возникает и развивается в игре… Игра старше культуры, ибо понятие культуры… предполагает человеческое сообщество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть». Чем по Й. Хейзинга отличается игра животного от игры человека?

14. В чем сущность структуралистского подхода к изучению культуры?

15. В чем проявляются продуктивность и ограниченность структуралистского анализа культуры?

Рекомендуемая литература

1. Грушевская, Т.Г. Культурология [Текст] / Т.Г. Грушевская, А.А. Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

2. Гуревич, П.С. Культурология [Текст] / П.С. Гуревич. – М.: Гардарика, 2005.

3. Дианова, В.М. Культурология: основные концепции [Текст] / В.М. Дианова. – СПб.: СПбГУ, 2005.

4. Золкин, А.Л. Культурология [Текст] / А.Л. Золкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

5. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий [Текст] / С.Н. Иконникова. – СПб.: Питер, 2005.

6. Культурология [Текст] / под ред. А.С. Неверова. – Минск: Вышая школа, 2007.

7. Культурология [Текст] / под ред. Н.Г. Багдасарьяна. – М.: Высшая школа, 2009.

8. Садохин, А.П. Культурология: теория и история культуры [Текст] / А.П. Садохин. – М.: Эксмо, 2005.

9. Теория культуры [Текст] / под ред. С.Н. Иконниковой [и др.]. – СПб.: Питер, 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: