Эпоха Возрождения, как известно, вернулась к античным представлениям о человеке и его месте в мире. Возрождение - эпоха формирования буржуазных отношений. Это время, когда европейцы начинают осваивать земли на других континентах, и наряду с купцами в дальние страны на поиски удачи устремляются кондотьеры. Это время развития городского самоуправления, когда городской люд бросает вызов своим бывшим опекунам - сеньорам.
И на этом историческом фоне, естественно, смещаются акценты в соотношении культа и культуры в пользу последней. Возвышение человека теперь оказывается не столько следствием Божьей Благодати, сколько продуктом личной воли и усилий индивида. Человек приходит в этот мир в качестве творца, возможности которого сопоставимы с творческой энергией Всевышнего.
Интересно, что вплоть до середины 18 века само слово "культура" употреблялось только в словосочетаниях, обозначая функцию чего-то. Например, "cultura juris" (выработка правил поведения), "cultura litteratura" (cовершенствование письменности), "cultura linguae" (совершенствование языка) и т.п. В противоположность этому немецкие просветители, в частности И. Гердер (1744-1803), ведут разговор о культуре вообще или о культуре как таковой. В эпоху Просвещения понятие "культура" означает деятельное преобразование мира человеком. В отличие от Цицерона, просветители относят к культуре не только духовные, но и материальные занятия людей (развитие земледелия, ремесел, различной техники). Культура - это совершенствование человеческого рода, орудием которого является разум.
5.Различные модели культуры