Позитивнонаучное понимание культуры

Наука Нового времени, которая формировалась в Европе с XVI в. была сориентирована на наблюдения за жизнью природы, на практическое использование полученных результатов. Наука Нового времени неуклонно становилась "производительной силой общества". Широко известны достижения греков в геометрии, успехи римлян в юриспруденции и естественной истории, изобретение алгебры арабами. Но только наука Нового времени превратилась в социальный институт, влияющий на жизнь всего общества.

Все вышесказанное касается, прежде всего, естествознания, постигающего законы природы. Но в том-то и дело, что в Новое время нормы и методы естествознания были спроецированы на всю науку, включая социальное и гуманитарное знание. Соответственно, позитивизм - это применение методов исследования природы к исследованию общества и жизни человека, а значит к культуре.

Попытка выявить объективные законы в истории культуры принадлежит ученым-этнографам XIX в. Это были представители так называемой "эволюционистской школы". "Эволюционисты" стремились проследить изменение культуры различных народов, начиная с быта и оканчивая религиозными верованиями. Своеобразие позиции "эволюционизма" заключалось в том, что, с этой точки зрения, развитие культуры везде и всюду идет одинаковым путем и следует одним и тем же объективным законам. При этом дикость, варварство и цивилизация отличаются лишь мерой развития одной и той же культуры.

Главой "эволюционистской школы" был английский ученый Эдуард Бернетт Тейлор (1832 -1917). Наибольшую известность ему принесла работа "Первобытная культуpa", опубликованная в 1871 г. Именно в ней Тейлор дал первое развернутое определение культуры: «Культура, или цивилизация слагается из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других особенностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества". Культурно-историческое развитие, с точки зрения Тейлора, это постепенное усложнение жизни и способов деятельности людей.

Сторонником позитивнонаучного подхода к культуре был и Лесли А. Уайт, которогоможно по праву считать "отцом" культурологии как самостоятельной науки. Ведь именно он поставил перед собой задачу обосновать отличие культурологии от других наук, и в первую очередь от популярных в XX ве. социологии и психологии. Изучая систему культуры, Уайт выделяет три ее составляющих. К ним относятся:

  1. технологическая подсистема, включающая материальные устройства для общения с природой,
  2. социальная подсистема, предполагающая способы и типы поведения в обществе, и, наконец,
  3. идеологическая подсистема, состоящая из идей, образов и верований.

Уайт ставил культурологию над другими областями знания о человеке и обществе. Согласно Уайту, культурология исследует фундамент человеческой жизни, а значит, она является главенствующей наукой. Социальное общение, доказывал он, является лишь функцией культуры, ее производной, а потому, к примеру, социология зависит от культурологии, а не наоборот. И так, по его мнению, обстоят дела со всеми другими науками о человеке.

При позитивнонаучном подходе к культуре за скобки выносятся свобода творчества и человеческая индивидуальность, роль особого таланта и неповторимого стечения обстоятельств в создании мира культуры. Причина такой ограниченности, которую мы наблюдаем, состоит в попытке выстроить теорию культуры на фундаменте строгой науки. Но как раз то, что позитивно мыслящие ученые посчитали неважным при анализе культуры, оказалось во главе угла в неклассических философских исследованиях XIX-XX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: