Предреформенная культура

Социальный фон, на котором развертывались культурные процессы в дореформенное время, во многом предопределил их содержание. Надежды на либеральные реформы, которые внушал в начале своего царствования Александр I, рост патриотических настроений в связи с изгнанием Наполеона из России сменились ужесточением полицейских функций режима при императоре Николае I, особенно после восстания декабристов в 1825 г. На это накладывался кризис феодально-крепостной системы. Он сопровождался оформлением класса предпринимателей и слоя разночинной интеллигенции.

Первым критиком официальной идеологии был П.Я. Чаадаев, автор " Философических писем ", в которых он сформулировал свое представление об исторической судьбе России, особенностях ее народа. Чаадаев высказал столь широкий спектр идей, что они дали начало одновременно и западничеству, и славянофильству. Его ориентация на Запад как столбовую дорогу мировой духовности определила направление поисков западников, а мысль об особом предназначении России стала отправным пунктом для славянофилов.

Итак, в условиях социально-экономического кризиса николаевской России под влиянием идей П.Я. Чаадаева в 30-40-е годы XIX в. оформляются две линии в русской культуре, которые во многом будут определять направление ее развития.

Славянофилы сосредоточились на объяснении национальной специфики, поиске корней самобытности, выявлении черт психического склада русского народа, его национального самосознания. Мировоззренческая ориентация позволяет назвать эту линию культурного самосознания центростремительной, в широком смысле - культурно-самобытной. Историческая миссия России - показать миру, как избавиться от политического и классового противостояния. Позитивным полюсом культуры остается только народная среда, корнями уходящая в родную почву и питающаяся ее здоровыми соками.

Эта линия проходит через столетия. К ней можно в той или иной мере отнести:

· ученых: М. Ломоносова, Д. Менделеева, И. Павлова, В. Ключевского;

· писателей: Г. Державина, В. Жуковского, Н. Карамзина;

· идеологов славянофилов: А. Хомякова, братьев Аксаковых, братьев Киреевских, К. Случевского, Н. Данилевского;

· собирателей русского фольклора: А. Афанасьева, Н.Рыбникова, П. Якушкина;

· деятелей "русского культурного ренессанса" конца XIX - начала XX в.: Д. Мережковского, В. Розанова, М. Гершензона, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Франка;

· литературного критика Ал. Григорьева;

· писателей русской эмиграции 20-х гг. XX века:

· Г. Федотова, Н. Лосского, братьев Трубецких. Много общего обнаруживают с этой линией взгляды Ф. Достоевского и Л. Толстого.

Западники акцентируются на идеях общечеловеческого прогресса, приоритете мировой культуры над национальной. Эта центробежная, революционно-освободительная линия русской культуры стимулирует ее динамизм, дает внешние толчки развитию, способствует приобщению к мировому целому. Она представлена не меньшим числом имен выдающихся деятелей культуры самых разных политических ориентацией, от либеральных (Н. Новиков, Т. Грановский, С. Соловьев, И. Тургенев, Н. Кавелин) до радикальных (А. Радищев, В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарев, Д. Писарев, Н. Чернышевский, А. Добролюбов, М. Салтыков-Щедрин и т.д.).

"Умственное брожение" 30-40-х гг. власти пытались нейтрализовать созданием охранительной идеологии и усилением сословности образования. Министр просвещения граф С.С. Уваров (1786-1855) сформулировал официальную идеологию - "самодержавие, православие, народность".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: