Примечания

  1. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб.,1994. - С. 8.
  2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990. - С. 7.
  3. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1981.
  4. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. - М., 1990. - С. 51
  5. Флоровский Г.К. Пути русского богословия. - Вильнюс, 1991. - С. 82-83.

Список рекомендуемой литературы

  1. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX - нач. XX века -М., 2000.
  2. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. - М., 1989.
  3. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 1990.
  4. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М., 1994.
  5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1997.
  6. Культура: теории и проблемы. - М., 1995.
  7. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 2000.
  8. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства /ХVIII-начало XIX века/.- Спб.,1994.
  9. Очерки русской культуры XVII века.- М.,1979.
  10. Очерки русской культуры XVIII века. - М., 1985-1990, - Ч. 1-4.
  11. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. - Л., 1984.
  12. Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры. -М.,1975.
  13. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994.

Египет

Древневосточные цивилизации - один из наиболее ярких периодов в истории развития мировой культуры. Как культурная целостность Древний Восток включает в свой состав первые цивилизации, возникшие в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ (Древний Египет, Месопотамия, Древняя Индия и Древний Китай). Именно здесь формируются первые государства, а в них частная собственность, появляется сословное разделение общества, возникает письменность, что определяет ключевые моменты цивилиза-ционного процесса.

Хронологически границы древних цивилизаций условны: нижняя — это первобытное общество (догосударственное, до-письменное), верхняя — это время создания единых мировых религий. Древние цивилизации Востока имеют существенные особенности:

· это речные цивилизации, формировавшиеся в долинах рек сухой тропической и субтропической зоны Евразии;

· синкретизм духовной культуры, проявляющийся в том, что все религиозно-магические, научные, художественные представления были нерасторжимо связаны между собой;

· цикличность развития: каждая из древневосточных цивилизаций существовала на протяжении тысячелетий, переживая периоды подъема и упадка.

Одной из старейших признана древнеегипетская цивилизация. Заселение территории Египта в северо-восточной Африке восходит к эпохе палеолита. Из смешения разных племён к 4-му тыс. до н. э. образовался египетский народ. Поселения земледельцев появились в дельте Нила около 4200 года до н.э

Три момента определяют своеобразие и особенности древнеегипетской культуры. Во-первых, раннее зарождение там классовых отношений и государственности; во-вторых, удачное географическое положение, относительная замкнутость (узкая долина Нила, окружённая с запада и востока пустыней) наложили отпечаток на культуру, обусловив её высокую стабильность, традиционность и изолированность от иных цивилизаций того времени; в-третьих, тесная связь искусства и религии, особенно заупокойного культа.

Основные этапы развития истории Египта: додинастичес-кий период (4-е тыс. до н.э.); Древнее царство (XXXII-XXIV вв. до н.э.); Среднее царство (XXI в.—нач. XIX в. до н.э.); Новое царство (XVI—XII вв. до н.э.); Позднее время (XI в. — 332 г. до н.э.).

С момента вступления в Египет войск Александра Македонского начинается эллинистический период греческой культуры, одной из составляющих которой явилась и египетская культура.

Древнеегипетская культура являлась одной из самых развитых и ранних цивилизаций мира. За небольшой отрезок истории. В Египте формируется высокоразвитая культура с целым рядом особенностей. В сфере материальной культуры осуществляется постепенный переход к изготовлению медных орудий, совершенствование системы ирригационного земледелия, развитие скотоводства, садоводства, ремесла, обмена и торговли. В сфере социальной культуры возникают имущественная дифференциация и социальная иерархия, формируется сакральная египетская монархия, появляется городское население. Теократия становится особенностью древнегреческого общества. В сфере духовной культуры особенности проявились в развитии заупокойных представлений, культа обожествленного правителя, солярного культа, в появлении иероглифического письма, в сложении специфически египетских черт искусства (каноничность, статичность, монументальность). Сокровища египетской мысли — научной, практической и мистической — оказались притягательным источником для видных греческих философов, учёных, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим знаниям и сделать их достоянием своей культуры.

Замкнутость древнеегипетского общества определила в общем единообразный тип древнеегипетской культуры. Характерной её чертой была идея бессмертия и вечности. Древнеегипетская культура послужила прототипом других культур ближневосточного региона. Особое значение имели принципы бюрократического правления, культ жречества, мистицизм и таинственность религиозных обрядов.

В формировании египетской культуры решающую роль играли религиозно-мифологические представления. Миф играл исключительно важную роль в восприятии и объяснении окружающей действительности, в сохранении и трансляции культуры. Художественная культура Древнего Египта — классическая модель канонической культуры.

Литература. Расцвет древнеегипетской литературы приходится на эпоху Среднего царства. В Древнем Египте возникают многообразные жанры: гимны, поучения, рассказы, религиозная и философская поэзия, описание путешествий, историческая повесть, сказки, басни, любовная лирика. Шедевры египетской художественной литературы — «История Синухета» — «настоящий роман», по словам востоковеда Б.А. Тураева, «совершенно лишённый фантастического элемента»; «Взятие Яффы», «Правда и кривда», «Сказка о двух братьях», «Тяжба живота с головой», «Песнь арфиста» и др. Для литературных текстов, как и для других древневосточных литературных произведений, дошедших до нас, характерна анонимность.

Музыкальная культура Египта — одна из самых древних в мире. Музыка сопровождала все религиозные обряды, массовые празднества и, таким образом, была тесно связана с танцем, пантомимой, литературой. Музыке приписывалась магическая сила.

Архитектура и скульптура. В Египте искусство находилось на службе у фараона, выражая идею незыблемости власти обожествленного правителя, что особенно ярко демонстрирует архитектура. Древнеегипетская архитектура — ведущий дня Египта вид искусства — была монументальной, долговечной. Практически не ограниченные ресурсы дешёвой рабочей силы (рабы) и наличие материала (камень) позволяли воплотить сложную систему религиозных представлений и политической организации страны в грандиозные сооружения — гробницы и храмы, построенные по заказу фараона и высшей знати, чиновников и жрецов. Строительство монументальных сооружений — яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в загробную жизнь, особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданных и после его смерти. Эти гигантские усыпальницы олицетворяли идею вечности и незыблемости существующего государственного строя. Вся земная иерархия египетского общества получила в это время монументальное выражение в мемориальных сооружениях.

Самые знаменитые архитектурные памятники — пирамиды — «дома вечности» — Джосера (создатель великий зодчий Имхотеп, прославившийся и как мудрец, учёный, астроном, медик), Хеопса или Хуфу, Хефрена, Микерина. Всего в Египте сохранилось около 80 пирамид. Великие пирамиды вызывали у многих народов восхищение. Так, пирамида Хеопса была названа греками одним из семи чудес света. А. Той-нби отмечает: «Пирамиды — эти неодушевленные свидетели жизни своих создателей, противостоящие разрушительным силам Времени уже четыре или пять тысячелетий, — возможно, будут играть свою роль Атлантов ещё на протяжении сотен тысяч лет». Если для погребения фараонов строились пирамиды, то вельмож, чиновников и жрецов хоронили в больших ступенчатых гробницах — масштаба.

Пирамиды являются средоточием достижений древних египтян в области геологии, строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии. «Всё на свете боится времени, только время боится пирамид», - гласит арабская пословица. На возведение пирамид затрачивались огромные средства. Так, самую большую пирамиду Хеопса в Гизе (146,6 м высотой, зодчий Хемиун) строили одновременно 200 тыс. человек в течение 30 лет. Египетская архитектура психологически подавляет человека, вызывая благоговение перед властью фараона.

Наряду с пирамидами египтяне воздвигали монументальные храмовые постройки: заупокойные храмы Аменемхета III — лабиринт, Хатшепсут, Аменхотепа III; культовые храмы: Карнакский — храм Амона-Ра (главное святилище страны) и Луксорский (второй по значению в стране).
Архитектуре подчинена и скульптура. В зависимости от заупокойного культа развивается удивительное явление Древнего Египта — скульптурный реалистический портрет (статуи-портреты царевича Рахотепа и его жены Нофрет, вельмож Хемиуна и др.). Заупокойный культ, с одной стороны, предопределил появление портретной скульптуры, с другой — во многом и ограничил её развитие: создавался не просто портрет, а «двойник», «тень» умершего и воскресшего человека, изображенного всегда в расцвете своих физических сил и здоровья. Отсюда — однообразие поз спокойно и неподвижно сидящих и стоящих фигур, бесстрастное выражение их лиц, одинаковые атрибуты. Эти статуи предназначались для вечной жизни души, они всегда строго пропорциональны, фронтальны и статичны.

В гробницах находят большое количество небольших статуэток из камня или дерева, так называемые «ушебти» — слуги, которые в загробном мире должны были обслуживать своих хозяев. Им приданы этнические черты, особенности облика крестьян, поваров, носильщиков, воинов и т.п.

Одно из уникальных явлений египетской монументальной скульптуры — сфинкс. Это фантастическое существо с телом льва и головой человека, реже животного. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целом олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Среди сфинксов выделяется своей неповторимостью знаменитый Большой сфинкс (каменный лев с головой человека, высеченный из целой скалы) фараона Хефрена в Гизе. Этот сфинкс высотой 20 м и длиной 57 м до сих пор охраняет пирамиду фараона.

Концентрация неограниченной власти в руках обожествленного фараона, замкнутость государственной системы, общественное неравенство — все это воплотилось и в рельефах гробниц. Фараон, сын солнца и сам бог, всегда намного выше ростом всех остальных. Самые крупные изображения после него — это фигуры чиновников, жрецов и других в зависимости от их ранга и положения. Фигуры обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Части человеческой фигуры — голова, ноги, руки, плечи — могли изображаться в разных плоскостях. Всем фигурам присуща величавая неподвижность и надменное спокойствие. Застывшие формы — особенность древнеегипетского искусства.

Живопись. Особое место в изобразительном искусстве Древнего Египта занимают настенные росписи. Гробницы и храмы были богато украшены внутри и снаружи искусными художниками. Росписи имели важное религиозное и магическое значение. Египтяне верили, что боги или умершие могут участвовать во всех тех сценах, которые изображены на росписях. Например, изображение обильного пиршества означало, что умершему не придётся голодать в ином мире.

Художественное мышление египтян с древнейших времён в результате длительной практики выработало систему канонов: канон пропорций, цветовой канон и др. Идея художественного канона была изложена в древнеегипетском тексте «Предписания для стенной живописи и канон пропорций». Канон определял творческую деятельность художника.

Наивысший расцвет египетского изобразительного искусства приходится на так называемый «амарнский» период (правление Эхнатона). Период реформ Эхнатона характеризуется большим реализмом в изобразительном искусстве. Требование правдоподобия в передаче внешнего облика было частью новой религиозной концепции.

Своей реформаторской деятельностью Эхнатон был обязан не только собственному мировоззрению. На него оказала влияние его супруга Нефертити. Она — «владычица радости» — производила на современников необычайное впечатление своей красотой и манерами, живостью ума и характера. Было что-то неземное в её облике, вкусах и взглядах, далеких от традиций древнеегипетского общества. Она оказала влияние на изменение стиля в изобразительном искусстве. Предшествующий стиль, когда изображение напоминало схему, читалось, а не смотрелось, сменился новым: пристальное внимание к внутреннему миру человека, индивидуальный склад лица, многоцветная роспись. В 1912 г. были найдены поэтичные, тонкие скульптурные портреты Эхнатона, его жены Нефертити и дочерей, созданные в мастерской Тутмоса, главного придворного ваятеля.

Самый известный из них портрет Нефертити в полном расцвете красоты. Она изображена в высокой короне из раскрашенного известняка. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством тонких черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью композиции, великолепным сочетанием красок.

Амарнское искусство насквозь пронизано светскими мотивами и жизнелюбием и этим сильно отличается от традиционного искусства древнего Востока. Прекрасное представление об искусстве этого периода дают памятники, найденные в 1922 году английским археологом Говардом Карте-ром в единственно не разграбленной гробнице фараона Тутанха-мона.
Для изобразительного искусства всей истории Древнего Египта всегда было присуще сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища, ног, разворота плеч. Искусство имело монументальный характер.

В Древнем Египте труд музыкантов, художников, скульпторов и, особенно, зодчих считался священнодействием, поэтому они часто занимали важные посты; как правило, были жрецами. Их окружали большим почётом в обществе.

В позднее время в результате междоусобиц и нападений извне Египет то распадается на отдельные номы, то объединяется, и тогда возникают краткие периоды расцвета культуры.

Когда Александр Македонский в 332 г. до н.э.» вступает в Египет, это воспринимается как освобождение от персов, хотя именно вторжение греков означало конец древнеегипетской культуры и начало эллинистического периода. В 30 г. до н. э. Египет был присоединен к Риму. Египетское искусство испытало в эпоху эллинизма и римского владычества сильное влияние греческой и римской культуры.

В 1887 году в Египте в области Фаюмского оазиса были найдены портреты, прикреплённые к лицам мумий, получившие название «фаюмских портретов». Они были написаны на доске или холсте в традициях эллинистической живописи красками, растертыми на воске (техника энкаустики). Сохранилось более 400 портретов.

Древнеегипетское искусство пережило древнеегипетское государство. Процесс возникновения и развития искусства Древнего Египта занял тысячелетия. Одной из его отличительных черт был канон, закрепившийся в практике, а также зафиксированный в специальных руководствах-поучениях для древнеегипетских мастеров.

Культурное наследие древнего Египта чрезвычайно многообразно. Оно поражает своей неповторимостью, художественным совершенством, глубиной содержания. Древнеегипетская культура и цивилизация заложили основу для последующего культурного развития многих народов, в том числе и европейских.

В Египте первые образцы письменности появились в конце Ш-его тыс. до н.э. Некоторые исследователи считают, что египтянам в создании письменности помогло знакомство с шумерскими письменами. Египетская письменность постепенно развивалась от иероглифов — «священные письмена», которые могли обозначать и звук, и слог, и целое понятие, до знаков буквенно-звукового значения. Египтяне придавали письменам важное религиозное и магическое значения. Они считали, что искусство письменности было даровано им Тотом — богом мудрости. Наиболее употребительных иероглифов насчитывалось свыше 700. Однако собственно иероглифы в полной форме применялись для записи религиозных текстов и государственных документов. Для повседневных записей египтяне разработали два типа скорописи: иератическое (с эпохи древнего царства) и демотическое — ещё более упрощённое письмо, появившееся около 700 г. до н.э. Рано возникшая и крайне сложная иероглифическая письменность, вызвала появление особого сословия — писцов, которые считались служителями бога Тота. Писцы записывали не только гимны, прославлявшие фараонов, но они составляли в египетском обществе также класс верховных контролёров, которым надлежало регистрировать любого рода информацию — от предсказаний на урожай, от которых зависел расчёт налогов, до штрафов, налагавшихся на всякого, кто преступал закон.

Древние египтяне писали кисточкой и чернилами на папирусе, который изготовляли из особого тростника. Они делали также записи на черепках глиняных сосудов, плитках известняка — острака. Особые молитвы и заклинания в древний период вырезались на стенах погребальных камер пирамид — «тексты пирамид», позднее — на боковых стенках саркофагов — «тексты саркофагов». В эпоху нового царства тексты выполнялись на папирусах, и их клали в саркофаг. Эти тексты известны под общим названием «Книги мёртвых».

Иероглифические знаки впервые были прочитаны в 1822 г. французским учёным-лингвистом Жаном Франсуа Шампо-льоном. Египетская письменность постепенно развивалась от иероглифов, которые могли обозначать и звук, и слог, и целое понятие, до знаков буквенно-звукового значения. По словам Шампольона, «Европа, получившая от Древнего Египта начатки науки и искусства, обязана ему ещё одним благодеянием — алфавитным письмом». Египтяне оказали влияние на финикийское письмо, а через него — на европейскую письменную систему.

Религиозно-магические, медицинские, научные, литературные тексты, гимны и молитвы составлялись и хранились в особых скрипториях («домах жизни») при храмах или записывались на стенах пирамид и гробниц («Тексты пирамид»,«Книги мертвых», «Тексты саркофагов», «Мемфисский бого-словный трактат», «Речения Ипувера» и др.). Здесь также находились библиотеки, архивы, велись записи по годам правления царей, на основе которых составляли летописи. «Дома жизни», согласно египетской традиции, были созданы богами или пользовались их особым покровительством.

В эпоху Древнего царства (III тыс. до н.э.) при дворе фараона появились первые школы, в которых обучали будущих писцов. Позднее создаются школы при храмах, лучшие из них, видимо, были открыты при крупнейших храмах — в Мемфисе и Фивах. Египетские школы предназначались только для обучения мальчиков. Их обучение начиналось с семи лет и в основном состояло в переписывании священных текстов. В возрасте девяти или десяти лет мальчик мог перейти в школу второй ступени. На этом этапе его учили, как правильно составлять письма и другие официальные документы. Он изучал целый ряд предметов, в том числе историю, литературу, географию, религию, языки, земельное дело, строительное искусство, делопроизводство и учёт, астрономию, математику и медицину. Большинство образованных юношей становились писцами.

Центром своеобразного «высшего» учебного заведения были «Дома жизни». Они, как правило, находились возле дворца фараона, имели отделения в каждом значимом храме и выполняли следующие функции. Именно там обрабатывали и редактировали теологические трактаты и все произведения, создавали гимны и священные песни, дидактическую литературу. В «Домах жизни» систематизировались, хранились и делались доступными так называемые «магические» книги, в них вырабатывались директивы для деятельности художников, скульпторов и архитекторов. Наконец, там занимались астрономией и математикой.

Знания в Древнем Египте служили практическим, по большей части, культовым целям. Главными её хранителями являлись жрецы. Жрецы не допускали к знаниям даже фараонов. Сведения, имеющиеся в их распоряжении, шифровались.

Возникновение математических знаний было связано с потребностями земледелия и строительства. Египетская математика была представлена задачами на вычисление (решали, например, уравнения с двумя неизвестными). Египтяне знали десятичную систему счисления и дробные числа. Были известны арифметические и геометрические прогрессии. Египтянам были известны правила вычисления площадей треугольника, четырёхугольника, круга, объёма параллелепипеда, цилиндра, пирамиды.

Достаточно развитыми у древних египтян были астрономические знания. Как и в других странах древнего мира, смысл и цель всякого первоначального астрономического знания составляло измерение времени, для которого первым простейшим хронометром служила Луна. Египтяне создали лунный календарь, который состоял из 12 месяцев по 30 дней. Для его корректировки в соответствии с солнечным годом они добавили 5 дополнительных дней, не принадлежащих ни к какому месяцу. Однако годичное изменение явлений природы и связанной с ними деятельности человека привели египтян к составлению солнечного календаря, в основе лежали наблюдения над небесными светилами и режимом разливов Нила — наиболее важного для экономики страны события. В соответствии с этим год делился на три равные части из четырёх месяцев: наводнение — с июля по ноябрь; время сева и прорастания семян во влажном иле — с ноября по март; жатва и всё, связанное с ней, — с марта по июнь. Египетские астрономы соединяли звёзды в созвездия, которые представлялись им в виде различных священных животных или богов.

Известны были египтянам и некоторые планеты: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. В процессе астрономических наблюдений египтяне-жрецы открыли циклически повторяющиеся затмения Солнца, что использовалось ими для управления обществом.

Известны достижения египтян в области медицины, диагностики болезней, анатомии. Зачатки медико-биологических знаний были частью мифолого-религиозных представлений.
Развитию медицины и анатомии способствовал обычай мумификации трупов, во время которого жрецы и врачи могли изучать анатомию человеческого тела и его внутренние органы. Древнеегипетские источники дают сведения о развитии медицины, знаний по анатомии (установление роли кровеносной системы и даже мозга в организме человека). О высоком уровне медицинских знаний свидетельствует также узкая специализация врачей Древнего царства по различным заболеваниям. В «папирусе Эберса» времён Среднего царства (XVI век до н.э.) приведён список 877 болезней, «изложено учение о кровеносных сосудах, пульсе и сердце, в общем контексте магического знания уже виден проблеск научных обобщений». До нас дошли древнеегипетские лечебники болезней. При раскопках гробниц были обнаружены разнообразные хирургические инструменты, изготовленные из бронзы, изображения различных операций. Достижения египетской медицины ценились при дворах иноземных владык, и слава египетских лекарей, подобных «великому врачевателю» Уд-жахорресенту, жрецу, доверенному лицу персидских царей, надолго пережила их самих. В средневековых арабских и европейских медицинских текстах содержится немало рецептов, заимствованных из египетских медицинских папирусов и магических текстов.

В Древнем Египте появились зачатки химической технологии, были известны соль, сода, известь, клей, жиры. Химические свойства веществ использовались в процессах, связанных с мумификацией, а также в быту, в приготовлении пищи, в косметике.

Древние египтяне совершили целый ряд важных изобретений. Они изобрели часы (солнечные, водяные, и песочные). Большие успехи были достигнуты в строительной механике. В строительстве использовали рычаги, наклонные плоскости.

Мировосприятие человека в древнем обществе определяли миф и религия. В мифах часто встречаются мысли о мироздании. Наряду с гелиопольс-ким мифом о творце Атуме и мемфисским сказанием, приписывающем ту же роль Птаху, существовали верования о том, что на поднявшемся из океана холме вырос лотос, который дал жизнь богу солнца Ра; что солнце появилось из яйца, снесённого гусем — «Великим Гоготуном» на этом холме; он появился с востока в образе жука-скарабея на восточном горизонте и т.п.

Коллективный опыт предков, выраженный в форме мифов, формировал мировоззрение и социальную психологию людей. Мифологическая картина мира характеризовалась определенными чертами:
— синкретизмом, нераздельностью человека и природы. Человек еще не отделял себя от окружающей природы и собственной телесности, поэтому для ранних мифологических сюжетов характерен синкретичный образ — человеко-живот-но-растительный;
— авторитарностью — миф передавался слово в слово из поколения в поколение и диктовал, как должны вести себя люди в разных жизненных ситуациях, чётко определял, что хорошо, а что плохо. Поскольку человек был прочно связан со своей социальной группой и всецело подчинён ей, то близкие и понятные ему общинно-родственные отношения он переносил на весь окружающий мир, который ему представлялся в виде универсальной родовой общины. Так возникли мифологические образы богов — покровителей природных стихий, земледелия, ремёсел и т.п. Мифологические сказания и образы служили средством передачи социального опыта, традиций, навыков, обслуживания ритуалов;
— тесной связью мифа, культа и ритуала, поскольку за всяким явлением мира древнему человеку виделось разумное движущее им существо (божество), которое можно умилостивить в свою пользу.

Египетские мифы передают представления египтян о законах природы, о красоте, о смысле жизни, о том, каким должен быть, по их понятиям, справедливый государственный уклад. Миф древнего Египта призывает человека принять раз навсегда заведённый мудрый порядок, подчиниться ему и не пытаться что-либо изменить, ибо любые перемены будут только к худшему. Мифологические представления египтян запечатлены в разнообразных религиозных текстах: это гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц и пирамид.

За свою долгую историю Египет прошел через древнейшие виды религиозных представлений, бытовавших в Древнем мире (тотемизм, фетишизм, магия, анимизм, культ природы и предков).

Культ природы (животных и растений) особенно широко был представлен в политеистической системе Древнего Египта (свыше 2000 богов и богинь). Как и у всех народов, пантеон древнеегипетских богов отражал силы природы, высшие космические силы. Облики богов древних египтян изменялись с течением времени. Они имели зооморфную, полузооморфную и, наконец, полностью антропоморфную форму.

Сложные религиозные верования египтян оформились в стройную систему в период Древнего царства. Главным богом пантеона стал Ра — бог Солнца, рождённый из хаоса и победивший мрак. По древнеегипетской мифологии он создал мир людей (из своих слёз), а также многих богов. До конца истории древнего Египта культ Солнца в том или ином образе оставался официальным государственным культом, причём, если в какой-либо период тот или иной бог получал общеегипетское значение, его немедленно объединяли с главным солнечным божеством Ра (Амон-Ра, Атон-Ра, Себек-Ра, Менту-Ра и др.). Почётное место в египетском пантеоне занимали Осирис как бог, обеспечивающий возрождение человека после смерти и вечную жизнь в загробном царстве, его жена (и сестра) Исида и сын Гор (иногда его называют Хор). Его брат Сет (бог пустынь и чужеземных стран), желая править Египтом, хитростью убивает Осириса, которого спасает Исида, его сестра и жена, олицетворение супружеской верности, любви и материнства. Их сын Гор побеждает Сета и возвращает отцу власть. Но Осирис уходит в царство мертвых вместе с Исидой, оставляя на земле Гора, который с тех пор и правит Египтом в облике очередного фараона. Основные боги Древнего Египта: Амон — покровитель умерших; Анубис — бог умерших, покровитель некрополей; Бес — бог семьи и дома, веселья, одежды (особенно женского туалета); Тот — бог мудрости и счёта; Нут — богиня неба; Сет — бог пустынь и грозы, Маат — богиня порядка и истины и др.

Боги для древних египтян — не только творцы городов, номов, правителей, собственного культа, порядка и закона, но и создатели ремесел и искусств, письма и счёта, науки и магии.

В период создания единого государства упорядочиваются культы многочисленных богов Египта и связанные с ними религиозно-мифологические представления. Идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и политических центров.

Политеизм не способствовал действительной централизации государства и усилению государственной власти. Поэтому в XIV в. до н.э. фараон Аменхотеп IV, изменив вере своих предков порывает с традиционным египетским многобожием и учреждает культ солнечного диска — Атона. Он не только ввёл культ Атона, но и запретил при этом поклонение всем другим божествам Древнего Египта. Он даже приказал уничтожить их имена на священных надписях египетских храмов. Эхнатон верил, что Атон открывает себя лишь своему «сыну» — фараону. Поэтому он изменил имя Аменхотеп на Эхнатон — «Угодный Атону». Удивительно, что Аменхотеп внедрял монотеистическую религию, не имея каких-либо образцов. Он также переносит столицу из Фив в новый город Ахетатон — «Горизонт Атона». Царь-реформатор даже написал «Гимн Атону»:

Великолепен, Атон, твой восход нагоризонте.
Живой солнечный диск, положивший жизни начало,
Ты восходишь на восточном горизонте,
Красотою наполняя всю землю.
Ты прекрасен, велик, светозарен и высок над землею,
Лучами ты обнимаешь пределы земель, тобою сотворенных.

Религиозная реформа Эхнатона — исключительное явление в истории не только египетской, но и, возможно, всей древневосточной культуры. Исследователи расходятся во мнениях относительно мотивов действий Эхнатона. Его поступки могут рассматриваться и как проявление преданности Единому богу, и как результат борьбы фараона с влиятельными жрецами культа Амона-Ра за власть.

Религиозная реформа Эхнатона оказалась недолговечной. Преемники фараона-реформатора вскоре вынуждены были пойти на примирение со старой знатью и жречеством. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились. Столица вновь была перенесена в Фивы, а город Ахетатон был заброшен и разрушен.

По представлениям египтян земным домом богов и богинь был храм. В таком храме стояла культовая статуя божества, через которую дух божества обращался к людям. Храмы египтян не были подобны церквам, мечетям или синагогам, где люди собираются для совместных молитв. Это были особые здания, внутри которых обычно могли находиться только жрецы и жрицы. Большинство простых людей имели право лишь приблизиться к вратам храма, принести дары и вознести молитвы богам. Во время некоторых празднеств главную культовую статую бога выносили из храма на особой лодке, называемой священной ладьей.

В Древнем Египте религиозные обряды совершали жрецы, занимавшие верхние ступени в социальной иерархии. Жрецы считались приближенными к богам, потому что они могли предсказывать разливы рек и определять время начала сельскохозяйственных работ.
Древняя религиозная система египтян, устойчивая и консервативная, скрепляет все стороны жизни древнеегипетского общества.

При возникновении монотеистической религии многое из религиозных представлений и ритуалов древних египтян вошло в арсенал христианства (например, представления о вечной жизни после смерти, о загробном суде, о мучениях и пытках и т.п.).

В эпоху, предшествовавшую образованию государства, Египет состоял из отдельных областей — номов, между которыми постоянно шла борьба за землю, скот и рабов. В результате их объединения возникли два царства — Нижний и Верхний Египет. На рубеже IV-III тыс. до н.э. Верхний и Нижний Египет были «объединены в руках двух правителей, борьба между которыми привела к победе правителя Верхнего Египта, короновавшего себя обеими коронами.

Столь раннее объединение всей страны под началом единого царя, фараона, равного которому по объему власти в то время еще не знало человечество, сыграло свою роль в ускорении процесса институализации власти, становления эффективной централизованной администрации, опиравшейся на мощный и разветвлённый иерархическо-бюрократический аппарат.

Фараон имел абсолютную власть: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался его собственностью. Одной из важных функций царской власти была организация оросительной системы в Нильской долине и поддержание её в порядке.

Государство приобретало черты централизованной восточной деспотии. В руках фараона сосредотачивались все функции верховной власти: правителя, военачальника, законодателя и судьи. По мере развития и усложнения социальной структуры общества (имущественная дифференциация, социальная иерархия, появление городского населения), фараон стал назначать должностных лиц, на которых он возлагал часть государственных дел. Управление пусть даже не очень большой по площади, но зато вытянутой на тысячу километров страной потребовало создания всеобъемлющего бюрократического аппарата со строго иерархической структурой. Первым лицом после царя был верховный сановник (визирь), выполнявший обязанности верховного судьи, ведавший местным управлением, разного рода хранилищами, государственными мастерскими. Он также руководил всеми работами в стране. Ведущая роль в социально-политической жизни государства принадлежала также знати и жрецам. Фактически же многие важные должности передавались по наследству.

Распределение земли и право собственности на воду предполагали стройную систему административного управления. Египет был разделён на 44 сравнительно небольших административных округа, — нечто вроде департаментов во главе с префектами, которым сверх того были приданы царские судьи и писцы, а в случае нужды в их распоряжении было и царское войско. Они наблюдали за порядком в работах, общественной безопасностью, взиманием податей. Кроме того, существовал ещё и высший царский суд, члены которого имели в распоряжении писаный закон — кодекс, состоящий из 8 книг. Многочисленные чиновники фараона обеспечивали выполнение необходимых работ. Особые чиновники управляли каждым из государственных учреждений — сокровищницей, зернохранилищами, ведомством царских работ, ведомством скотоводства и ведомством иностранных дел.

Одной из главных черт древнеегипетской цивилизации является сакрализация государственной власти. Сильная централизованная власть покоилась на доктрине божественного происхождения фараона. Он олицетворял всеобщую власть, был поистине живым божеством и предметом всеобщего поклонения; все представители правящей династии считались потомками бога Солнца. Культ фараонов связан с культом мертвых: фараон и после смерти покровительствует своей стране, от его земного благополучия и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны. Отсюда возникает забота о сохранении его тела и после смерти. Поэтому тело умершего фараона мумифицировалось и хранилось в богатом саркофаге, декоративное убранство которого несло знаки царской власти. С теми же целями возводились и грандиозные пирамиды.

Исполнение каждой обязанности также определялось тщательно разработанным церемониалом, призванным продемонстрировать подданным божественную природу фараона. Церемониал пронизал все уровни иерархической пирамиды власти. На каждой ступеньке существовал свой кодекс служебного положения и обращения к вышестоящему лицу

Эта цивилизация характеризуется как речная. Нил был основой всей хозяйственной жизни Египта. В отличие от Месопотамии, где приходилось считаться с коварной и непредсказуемой стихией, египтяне вполне могли довериться регулярным ежегодным разливам Нила. Воды Нила обеспечивали в пустынной местности процветание древним людям. Нильская вода задерживалась в огромных водохранилищах, откуда её подавали на поля с помощью сети каналов — египтяне создали систему ирригационных сооружений. Водохранилища и каналы строили планомерно и содержали в хорошем состоянии.

Плодородный ил, ежегодно обновляемый разливами, обеспечивал устойчивые урожаи зерновых при минимальной обработке почвы. В Нильской долине египтяне собирали по два урожая в год, причем урожай был очень обильным — до 100 ц с одного гектара. Однако эта долина составляла 3,5 % территории Египта, на которой проживало 99,5 % населения. Остальная территория представляла собой бесплодную и практически необитаемую пустыню.

Основным занятием египтян было земледелие. Поля египтян до сих пор напоминают школьные тетради, расчерченные на клеточки. Астрономические наблюдения, наблюдения за поведением рыб, приливами и отливами моря позволяли предсказывать время разлива вод Нила, орошения прибрежных земель, рассчитать время посева зерна. Египтяне возделывали, главным образом, пшеницу и ячмень. Зерно бросали в жидкую грязь и втаптывали его с помощью скота, который выгоняли на поля. В теплой влажной земле зерно успевало прорасти до наступления иссушающей жары. Зерно перетирали вручную на плоских каменных терках, лежащих на земле, поэтому в муке было много песка, стиравшего до срока зубы египтян.

Египет был страной высокоразвитого скотоводства. Египтяне разводили свиней, крупный рогатый скот, овец и коз. В Египте получили развитие садоводство, огородничество, виноградарство. Им принадлежит честь открытия пчеловодства. Значительного прогресса достигло ткацкое ремесло, кожевенное производство. Из кожи, обработанной жиром, делают сандалии, ремни, конские уздечки, ошейники для собак. Добавив красящие вещества, получают цветную кожу. В Древнем Египте изготавливали цветное стекло. Тщательно оберегали свои секреты старые стекольщики, потому что только благодаря этим занятиям ценился их труд и славились изделия их мастерских. В период Нового царства большого развития достигли орудия труда. Были изобретены плуг, лопата и мотыга, существенно облегчавшие работу, использовались удобные «журавли», при помощи которых в ирригационные системы подавалась вода.

Развито было судоходство (морское и речное). По реке перевозили различные товары и каменные блоки, необходимые для строительства. Развитие в Египте получили различные ремесла (изобретён гончарный круг), строительство (основной материал — обожжённый кирпич, для монументальных сооружений — камень).

В целом для экономики древнего Египта было характерно господство государственно-храмового сектора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: