Краткое содержание темы. 1. Процесс эволюции народов переплетается с социально экономическими и политическими процесами, происходящими в мировой истории

1. Процесс эволюции народов переплетается с социально экономическими и политическими процесами, происходящими в мировой истории. По мнению Кармина А. С., нация является этносоциальной общностью, имеет свою, национальную культуру. Этническая культура – наиболее древний слой национальной культуры. Современная национальная культура развёртывается на основеписьменности и образования, воплощается в литературе и искусстве, науке и философии. Изучая врпрос национальной культуры, культурологи всё чаще используют понятие ментальности. Ментальность (или менталитет) – это относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создаёт картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-нибудь сообщества (Гуревич П. С.). Национальный менталитет базируется на мировосприятии, формирующемся на глубоком психологическом уровне индивидуального или коллективного сознания, совокупности психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы.

2. Под этнокультурным стереотипом понимают обобщённое представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ.

«Немецкая аккуратность», «французская галантность», «русский авось» «китайские церемонии» – в этих расхожих выражениях воплощаются распространённые этнокультурные стереотипы.

Стереотипы понимаются как характеристики народа в целом, но вместе с тем они распространяются на любого представителя этого народа и предопределяют образ его личности, являются неотъемлимым элементом национальной культуры. Принято считать, что этнокультурный стереотип в определённой степени является отражением национального характера.

Этнокультурные особенности, свойственные различным народам Европы, описывались ещё в ХVIII веке Гельвецием во Франции, Юмом в Англии, Кантом в Германии. Так, например, Кант пишет, что французский народ отличается вкусом в общении, вежливостью, но живость французов приводит их к легкомыслию и духу свободы.

У английского народа от «природы нет никакого характера», и потому характер англичанина состоит в «основоположении, что он должен выработать в себе характер» и не отступать от добровольно принятых им принципов.

Испанцы горды и велеречивы, серьёзны, законопослушны и религиозны и т. д. Слабыми же сторонами испанца являются отсутствие любознательности и консерватизм.

Естесственно, со времён Канта наука значительно продвинулась вперёд в изучении национальных особенностей народов. Современные культурологи, этнопсихологи разработали этнопсихологические характеристики ведущих народов мира. Изучение этих характеристик позволяет глубже понять особенности культуры той или иной нации, особенности призведений искусства. Эти характеристики также важны для работников сферы культуры, политиков, дипломатов, социологов и других, чья деятельность связана с общением с представителями других стран.

3. Как уже отмечалось ранее, мировая культура – это синтез лучших дострижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. В культурологии при изучении понятия мировой культуры используют термин универсализм. Универсализм – мировоззренческая установка на культурный синтез, на всемирность истории, на схождение культур. Сторонники этой теории убеждены в том, что в культурной национальной мозаике просматривается единая линия, провозвестие общечеловеческой культуры. Универсализм понимается как собирательное понятие, раскрывающее общность народов, населяющих Землю.

Среди концепций, основанных на идее универсализма культуры, видное место занимает концепция космополитизма, которая сформировалась ещё в Древней Греции. Как утверждал Диоген Лаэртский, слово космополит в значении гражданин мира впервые было употреблено Диогеном Синопским.

Огромную роль в углублении универсализма культуры сыграло христианство. В. С. Соловьёв считает, что основаним для единства человечества стали положительные, обладающие определённым содержанием религии.

Мысли о мировом гражданстве оказались влиятельными и в эпоху Возрождения. Данте провозгласил лозунг: «Моим отечеством является весь мир». Движение всех народов в единую всемирную историю, которое осмыслили Вольтер, Монтескье, Гердер, породило идею поиска изначальной универсальной культуры.

Идея универсализма воплотилась и в идею мирового гражданства, которую мы находим у Гёте, Шиллера, Канта, Фихте. Как отмечает П. С. Гуревич, «осмысливая коренные тенденции нашего (ХХ) столетия, можно сказать словами Н. А. Бердяева, что человеческий род перерождается в человечество».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: