История создания Янтарного кабинета

Фридрих I вскоре после своей коронации высказал первую идею – изготовить в Берлине праздничный зал и галерею из янтаря. Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается А. Шлютер – главный архитектор прусского королевского двора, занимавший эту должность с 1699 года. Осуществлению замысла помогло то, что в дворцовых кладовых хранилась большая королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами, выполненные в XVII веке немецкими мастерами.

Для работы с янтарем архитектор пригласил из Копенгагена Г. Вольфрама, придворного мастера датского короля Фридриха IV. В апреле 1701 года Г. Вольфрам с рекомендательным письмом приезжает в Берлин и приступает к работе. Однако осуществить задуманный проект удается лишь наполовину, т.к. вскоре А. Шлютер был отстранен от работ и покинул Берлин. Придворным архитектором прусского короля становится швед Э. Фон Гете. Отношения с янтарным мастером у него не складываются, и Г. Вольфрама тоже отстраняют от работ. По новому замыслу короля янтарный кабинет решено устроить в замке Шарлоттенбург, куда перевозят уже готовые янтарные фрагменты.

В 1707 г. договор на продолжение работ заключается с двумя приглашенными из Данцига мастерами – Г. Турау и Э. Шахтом. Этот этап создания Янтарной комнаты длится около пяти лет. В 1713 г. после смерти Фридриха I работы прекращаются. Новому прусскому королю Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным: все архитектурные детали были отвезены в Берлинский Цейхгауз и преданы забвению.

Слухи о необычном кабинете доходят до России. Императору Петру I захотелось получить янтарный кабинет для своей Кунсткамеры.

В 1716 году по дороге во Францию он встречается с Фридрихом Вильгельмом I в Габельберне, недалеко от Берлина. Вскоре Петр I получает в качестве дипломатического подарка янтарный кабинет вместе с яхтой “Либурника”. Через два года русский царь посылает ответный подарок – 55 гренадеров и кубок собственной работы.

Отправкой янтарного кабинета, упкованного в 18 ящиков, руководил русский посланник при прусском дворе граф А. Головкин. Санкт-Петербургский губернатор А. Меньшиков принял и распаковал ящики, согласно берлинской инструкции, но собрать кабинет не смогли, и янтарь отнесли во флигель Летнего дворца.

При вступлении на престол императрица Елизавета Петровна решила использовать позабытый янтарный кабинет для убранства одного из покоев нового Зимнего дворца и поручила этим заняться своему оберархитектору Ф.-Б. Растрелли. Для починки и исправления янтарных деталей в феврале 1743 года приглашается итальянский мастер А. Мартелли. Однако для украшения интерьера в Зимнем дворце янтарных деталей не хватает, поэтому Растрелли использует зеркальные пилястры и расписывает дополнительные панно «под янтарь». В 1745 году Фридрих II дарит императрице четвертую раму, исполненную по проекту А. Рейха: в ее декоре использованы аллегории, прославлявшие Елизавету Петровну. Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя в ходе реконструкции дворца ее приходилось переносить с места на место. В 1755 году начинают создавать новую Янтарную комнату в Екатерининском дворце.

Зал Екатерининского дворца значительно превышал размеры Янтарного кабинета. Ф.-Б. Растрелли перекомпоновал все детали кабинета, разместив панели симметрично по среднему ярусу трех стен и разделив их пилястрами с зеркалами, а также украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Для установки панно на стены вновь приглашается А. Мартелли. Там, где янтаря не хватило, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. Бельским. Учитывая хрупкость материала и частые осыпи янтаря, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук. Он же возглавил работы по созданию новых янтарных изделий в янтарной мастерской Царского Села.

В 1763 году императрица Екатерина II издает указ о замене расписных холстов в комнате на янтарное панно и изготовление янтарных панелей нижнего яруса стен. Вместе с Ф. Роггенбуком к работе приступили ранее приглашенные в Россию К. Фриде, И. Вельпендорф и их русские ученики. К 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено.1

Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус был составлен из восьми симметричных крупных вертикальных панно. В четырех из них установили картины из цветных камней, исполненные в 50-х годах ХVIII века во Флоренции в технике флорентийской мозаики по проекту художника Д. Дзокки и изображавшие пять природных чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. Расстояние между большими панно занимали высокие зеркальные пилястры. Нижний ярус комнаты покрывали прямоугольные янтарные панно. В юго-западном углу был вмонтирован маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке. Убранство комнаты состояло из наборных янтарных комодов русской работы и китайского фарфора. В Янтарном кабинете, в застекленных витринах хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий ХVII-XVIII веков немецких, польских и петербургских мастеров.

Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушили янтарный убор. В XIX веке трижды проводилась реставрация: в 1833, 1865, 1893-1897 годах.

В 1933-1935-х годах небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. Серьезная реставрация намечалась на 1941 год.1

В первые дни Второй мировой войны, когда в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости панелей Янтарной комнаты было решено не вывозить их, как другие музейные экспонаты, вглубь страны, а произвести их консервацию на месте, не снимая со стен. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой.

Когда немецкие войска победным штурмом проследовали через Литву, Латвию и Эстонию, и сделали укрепительный пояс вокруг Ленинграда, чтобы взять город в кольцо, Царское Село оказалось расположенным на первой оборонительной линии. Дворец был сильно разрушен во время бомбардировок; Большой Зал был полностью взорван, окна и двери выбиты; наряду с военными разрушениями дворец был подвержен разрушением и от ветра и ненастной погоды.

Вместе с немецкими частями, ворвавшимися. В Царское Село, прибыли специалисты из команды «Кунсткомиссион». Они установили, что необходимо срочно спасать Янтарную комнату. В течение 36 часов был проведен демонтаж Янтарной комнаты. Она была доставлена из Царского Села в Кенигсберг, где была передана администрации государственных замков и парков в собрание произведений искусств г. Кенигсберга к дальнейшим заботам о ней.21

Янтарную комнату в Кенигсберге уже ждали. Ее похищение было спланировано заранее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: