Западная культура в XX в

Первая половина XX века в истории Западной Европы имеет исключительно важное значение: завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной; капитализм превращается из монополистического в государственно-монополистический.

Господство монополий открывало путь к неограниченной эксплуатации наемного труда, который вел к социалистической революции. Подтверждение тому стал невиданный по своей глубине и масштабу кризис 1929 - 1933 гг., потрясший западное общество до самых его оснований. Во избежание его повторения, капитализм был подвергнут серьезному реформированию. Весьма успешно оно было проведено в США.

Опираясь на теорию государственного регулирования экономики Дж. Кейнса, президент США Ф. Рузвельт провозгласил «новый курс», который значительно усиливал роль государства в организации и регулировании экономики и общественных отношений. В ходе осуществления «нового курса» был проведен ряд важных реформ, которые ограничивали продолжительность рабочего дня и допустимый уровень безработицы, определяли минимальную зарплату, пособия по безработице, минимальный уровень бедности, обязательные отпуска и пенсии и т. д.

Осуществленные реформы не избавляли капитализм от противоречий и кризисов, но существенно смягчали их, обеспечивали необходимый минимум социального равновесия. Благодаря реформам появились необходимые предпосылки для возникновения общества потребления.

В рассматриваемый период происходит научная революция, в результате которой: возникает новая, неклассическая наука. В ней уже нет прежних претензий на полную объективность и адекватность знания; знание становится чисто теоретическим, и теоретический уровень познания начинает доминировать над эмпирическим; большее значение в познании приобретают теории и модели, построенные математическим образом самим познающим ученым. Роль субъективного фактора при этом возрастает; главными методологическими принципами в науке становятся принципы релятивизма и плюрализма.

Революционные сдвиги произошли во всех областях знания.

В физике была открыта: делимость атома, создана квантовая механика, теория относительности. В химии были открыты закономерности многих химических процессов, создана квантовая химия. В биологии начинается становление генетики. В космологии разработана концепция нестационарной – сжимающейся или разбегающейся – Вселенной. Своими выдающимися достижениями наука была обязана многим ученым, среди которых А. Эйнштейн, М. Планк, А. Пуанкаре, Н. Бор, М. Борн, супруги Ирен и Фредерик Жолио-Кори.

В сфере познания с его дифференциацией на отдельные науки те же процессы идут и внутри каждой из наук, которые в свою очередь дробятся на множество дисциплин и школ. Все это усиливает тенденцию к плюрализму.

Основными философскими направлениями являются: неопозитивизм – выступает от имени науки. Он внес значительный вклад в разработку проблем 1) формальной логики, языка и 2) теории познания. Его представители являются Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Вингенштейн; экзистенциализм – противопоставил себя науке и позитивистской философии. Он сосредоточил свое внимание на проблемах человека, и, прежде всего, на проблемах свободы. Самыми известными его представителями являются Ж.-П. Сартр и М. Хайдеггер.

Главным направлением в искусстве Франции выступает реализм. В литературе его представляют, прежде всего, три великих имени : А. Франс («Боги жаждут»), Р. Роллан («Жан-Кристоф»), Р. Мартен дю Гар («Семья Тибо»).

Основными темами произведений писателей-экзистенциалистов – Ж.-П. Сартра (пьесы «Мухи» и «Дьявол и Господь Бог») и А. Камю (романы «Чужой», «Чума», «Миф о Сизифе») являются свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество.

Скульптуру представляют ваятели Э. Бурдель («Геракл», «Пенелопа», «Сафо») и А. Майоль («Ночь», «Помона», «Средиземноморье»).

Главными фигурами немецкой литературы являются Т. Манн («Волшебная гора», «Доктор Фаустус», «Иосиф и его братья»), Л. Фейхтвангер («Гойя», «Мудрость чудака») и др.

Из множества великих имен английской литературы следует в первую очередь назвать Дж. Голсуорси («Сага о Форсайтах»), С. Моэма («Бремя страстей человеческих»). Б. Шоу является признанным классиком английской литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: