Действие мероприятия | Воздействие мероприятия на цели | |||
Цель 1.1 | Цель 1.2 | Цель 1.3 | Цель 1.4 | |
М1 | ||||
Вредное | -0.1 | - | -0.3 | - |
Полезное | +0.3 | +0.2 | +0.8 | - |
Сумма | +0.6 | +0.2 | +0.5 | - |
М2 | ||||
Полезное | - | +0.3 | +0.4 | +0.6 |
Вредное | - | -0.1 | -0.3 | -0.1 |
Сумма | - | +0.2 | +0.4 | +0.5 |
Структурно- функциональная модель даёт всестороннюю оценку каждому из мероприятий; их блоками, нацеленными на структурную цель; всему набору целиком. С точки зрения структурной модели даётся оценка полноты достижения непосредственной структурной цели. С точки зрения функциональной модели приводится оценка "полезного" и "вредного" воздействия мероприятий и их блоков. Все оценки обобщаются в оценках достижения главной цели программы.
На аналитическом этапе системного исследования мероприятий программы необ-ходимо проветис анализ затрат на осуществление мероприятий и соответствие получаемому результату.
Уровень 0
0.3 0.2 0.5 Уровень 1
0.5 0.2 0.2 0.4 0.6 0.3 0.45 0.25 Уровень 2
|
|
Рис. 13.6. Пример дерева целей
Метод сопоставления затрат на функции с балльными оценками значимости функции базируются на том, что нормирующим условием распределения затрат служит значимость функции. Применительно к системному анализумероприятий этот метод следует модифицировать и назвать методом сопоставления затрат на мероприятия с оценкой результата. Результат мероприятия можно оценить исходя из показателя приоритетности мероприятия. При этом из формулировки метода исчезает слово "функция", а поскольку рассматривается комплекс мероприятий, то и метод можно назвать "комплексно-стоимостный анализ". Для его реализации следует воспользоваться структурно-стоимостной схемой и оценками приоритетности на дереве целей (рис. 13.6, табл. 13.2).
Таблица 13.2. Численные характеристики целей и мероприятий для примера на рис. 3.12
Цели | Оценка, баллы | Затраты, млн. руб/% | Отношение затрат к результату |
Цель 1 | 0,3 | 23/36,5 | 1,22 |
М1 | 0,15 | 10/15,9 | 1,06 |
М12 | 0,06 | 5/8,3 | 1,38 |
М13 | 0,09 | 8/12,7 | 1,41 |
Цель 2 | 0,2 | 10/15,9 | 0,79 |
М21 | 0,08 | 4/6,0 | 0,75 |
М22 | 0,12 | 6/9,5 | 0,79 |
Цель 3 | 0,5 | 30/47,6 | 0,95 |
М31 | 0,15 | 8/12,7 | 0,85 |
М32 | 0,225 | 12/19,0 | 0,84 |
М33 | 0,125 | 10/15,9 | 0,27 |
Рис. 13.7. Диаграмма затраты-результаты для уровня 1
Комплексный стоимостный анализ может проводиться с любой степенью детализации по иерархии уровней дерева целей, начиная с уровня 1. Для этого следует построить диаграмму затраты-результаты (рис. 13.7). На рис. 13.7 представлена диаграмма затраты-результаты для первого уровня рассматриваемого примера.
Если найти отношение затрат к результату, то в случае, когда это отношение меньше единицы, вряд ли стоит сомневаться в качестве данных и требовать уточнить мероприятия и затраты. Если же отношение больше единицы, то стоит попытаться уточнить исходную информацию, улучшить набор мероприятий.
|
|
Таким образом, функциональная модель для реализации аналитического этапа ФСА строится на базе орграфа социо-эколого-экономической системы. Влияние природоохранных мероприятий оценивается с помощью расчёта полного эффекта и разложения его по отдельным дугам. Среди различных методов анализа затрат на осуществление мероприятий и соответствия получаемому результату выбран метод сопоставления затрат на функции с балльными оценками значимости функций.