Функционализм. Если сторонников эволюционизма интересовали вопросы динамики – развития культуры во времени, диффузионисты рассматривали культуру с точки зрения ее

Если сторонников эволюционизма интересовали вопросы динамики – развития культуры во времени, диффузионисты рассматривали культуру с точки зрения ее распространения в пространстве, то сторонники функционального подхода акцентировали внимание на культуре как целостной системе, состоящей из множества взаимосвязанных элементов. Каждый элемент культуры (например, традиции, обычаи) выполняет функцию, жизненно важную для всей системы.

Основоположниками функционального подхода в изучении культуры считаются английские антропологи Б.Малиновский и А.Радклифф-Браун, в 20-е -30-е гг. ХХ в. изучавшие конкретные культуры архаичных обществ - Новой Гвинеи, Тробриандских остров, Австралии.

В своем понимании культуры эти ученые опирались на сложившуюся в ХIХ в. традицию применения в социальном знании методов естественных наук – математики, физики, биологии. В трудах основоположников социологии - О. Конта, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера возникает взгляд на общество как на целостный организм, аналогичный биологическому организму. Подобно живому организму, состоящему из отдельных органов, общество состоит из отдельных социальных институтов, каждый из которых выполняет какую-либо функцию. Так, например, английский социолог Г. Спенсер выделял в обществе как организме три жизненно важные системы – «питательную» (ей соответствует производство), «распределительную» (торговля) и «регулятивную» (государство).

Развивая идеи основоположников социологии, Б. Малиновский рассматривает центральную категорию данного подхода – функцию – как роль, которую какое-либо явление общественной жизни (например, обычаи, традиции, верования) играет в культуре как целостной системе. При этом каждый элемент культуры имеет свою функцию в системе потребностей человека – в питании, воспроизводстве, телесном комфорте, безопасности, отдыхе и восстановлении сил, передаче культурного опыта. Так, например, система образования возникает в ответ на потребность в социализации (обучения индивида нормам, правилам, ролям данного общества) и трансляции знаний от одного поколения к другому.

Итак, с позиции Б. Малиновского, культура – это совокупность ответов на основные биологические) и производственные (порожденные культурной средой) потребности, а различия между культурами выражаются в способах удовлетворения потребностей общества.

Главным условием существования культуры сторонники функционального подхода считают равновесие между ее элементами, поддержание солидарности социальных групп и институтов, выполняющих различные функции.

Функциональный подход получил свое развитие в трудах современных социологов – Т. Парсонса и Р. Мертона.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: