7. Медиатизированный характер постмодернистской культуры. Перестав быть просто передаточным механизмом, медиа стали основным средством культурного производства. С того времени, как М. Маклюэн дал свое знаменитое определение: «Медиа и есть содержание», стало принято считать, что каково бы ни было эксплицитное содержание медиа-сообщений, наибольшее влияние на современную культуры оказывает способ и форма их передачи. Мир действительности предстает в единственной реальности масс-медиа как мир симулякра, он расколот на множество эпизодов-драм, которые, переплетаясь, образуют новые симуляционные артефакты. Медиа, создавая реальность медиасобытий, перестали фиксировать историю, результатом чего становится размывание границ реальной истории, превращенной в зрелище.
Вопросы для самопроверки
1. Каково взаимоотношение модернизма и постмодернизма?
2. Какие подходы к пониманию постмодернизма в историко-культурном процессе сформировались в современной науке?
3. Объясните суть понятий «децентрация», «детерриториализация» и «деконструкция»?
4. Раскройте суть понятия «симулякр» в понимании Ж. Бодрийяра.
5. Каковы основные черты постмодернизма, выделенные Ф. Джеймисоном?
6. Дайте характеристику основным методологическим направлениям, сложившимся в рамках идеологии постмодернизма.
7. Приведите примеры культурных практик постмодернизма в различных областях культуры.
Литература
1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
2. Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000.
3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.
4. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. М., 1990.
5. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.
6. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985.
7. Жак Деррида в Москве. М., 1993.
8. Затонский Д. В. Модернизм и постмодернизм. Харьков, 2000.
9. Зыбайлов П., Шапинский В. Постмодернизм. М., 1993.
10. Ильин И. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. М., 1998.
11. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
12. Козловски П. Миф о модерне. М., 2002.
13. Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.
14. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. М., 1997.
15. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.
16. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М., 1997.
17. Структурализм: за и против. М., 1975.
18. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.
19. Фуко М. Воля к истине. М., 1996.
20. Фуко М. Слова и вещи. М., 1994.
21. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М.; СПб., 1997.
22. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Иностранная литература. М., 1988. №10.
23. Harvey D. The Condition of Postmodernity. Blackwell, 1992.
24. Hassan I. The Culture of Postmodernism // Theory, Culture and Society. №2. 1985.
25. Postmodernism and its Discontents. Theories. Practices. L; N.Y., 1988.
2.7. Теоретико-методологические принципы изучения культурной динамики. Е.Я.Александрова (д. культурол., проф.)
Стремление познать, объяснить, предсказать изменения в культурном развитии общества, выявить закономерности или обосновать их отсутствие (и даже принципиальную невозможность существования) всегда занимали важное место в исследованиях культуры. В данном разделе мы в основном уделим внимание нескольким концепциям, которые сложились в истории отечественной гуманитарной мысли, предварив этот анализ кратким введением. Оно позволит в самом общем виде представить многообразие методологических принципов, объяснительных схем и моделей в этой области знания о культуре.