Речь пойдет о классической теме и проблематике, обсуждение которых началось еще в античной культуре Платоном. В «Государстве» великий философ не только мыслит проектно по отношению к общественному устройству («Так давайте же, - говорит Сократ, - займемся мысленно построением государства с самого начала. Как видно его создают наши потребности» [11, с. 130]), но и обсуждает условия реализации такого «проекта». К последним Платон относит наличие самого проекта и соответствующих знаний (заимствованных им из других своих работ), подготовку (из философов), если можно так сказать, государственных работников и реформаторов, решивших посвятить свою жизнь общественному переустройству, наконец, поиск просвещенных правителей.
«Достаточно появиться одному такому лицу, имеющему в своем подчинении государство, - говорит Сократ, -и человек этот совершит все то, чему теперь не верят... Ведь если правитель будет устанавливать законы и обычаи, которые мы разбирали, то не исключено, что граждане охотно станут их выполнять» [11, с. 283]. Понимает Платон и то, что без кардинальной переделки людей (т. е. не выведя их из «пещеры» на солнечный свет) создать новый общественный порядок невозможно. Основные надежды здесь Платон возлагает не на принуждение, а на убеждение, поощрение и образование. «Если же кто станет насильно тащить его
|
|
природа проектной действительности, анализируются, очерчиваются области употребления будущих проектов, моделируются «портреты» потенциальных пользователей. Все это предполагает самоопределение социального проектировщика, для чего необходимы знания из области культурологии.