double arrow

Коммуникативная функция. Невозможно представить себе культуру без общения, средством которого выступает язык в широком понимании слова

Невозможно представить себе культуру без общения, средством которого выступает язык в широком понимании слова. Причём общение с помощью непосредственного контакта одного человека с другим – это лишь частный случай коммуникации (от лат. communicatio – делаю общим, связываю, общаюсь), поскольку существует и общение между поколениями, народами, эпохами во времени и пространстве. Именно культура делает такое общение возможным и продуктивным. Культура – это условие и результат общения людей. Условие – потому что только культура даёт подлинно человеческие формы и средства общения (знаковые системы, языки). Результат – так как только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру.

Развитие форм и способов коммуникации – важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза наши далёкие предки для контактов друг с другом использовали жесты и звуки, затем появилась членораздельная речь, необычайно расширившая возможности передачи информации. Следующий этап начинается с появления специальных средств связи. В ходе истории растут их мощность и дальность действия – от первобытных сигнальных барабанов до спутникового телевидения. Изобретение письменности создало основу для широкого распространения коммуникации во времени и пространстве. Современная эпоха характеризуется внедрением в повседневную жизнь средств массовой коммуникации, развитием компьютерных сетей, которые охватывают весь мир и делают возможным мгновенное вступление в контакт с различными источниками информации. Огромная масса контактов и вместе с тем дефицит «живого» общения – парадокс современной культуры.

4. Ценностная (аксиологическая) [21] функция

Для понимания сущности этой функции культуры необходимо пояснить понятие «ценность». Философия определяет ценность как единство нормы и идеала. Именно во взаимосвязи этих двух понятий и заключён секрет бессмертия многих созданий человеческих рук, ума и духа. «Джоконда» Леонардо да Винчи, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Давид» Микеланджело и другие произведения великих мастеров представляются нам идеальными. Но для самого мастера нет никакой другой нормы, кроме той, которой он владеет. Его гений – одновременно норма и идеал, и в этом заключена ценность гения для человечества.

Культура как система ценностей вбирает в себя и нормы, и идеалы, она не только сохраняет их, но и формирует. Культура объединяет народы и социальные группы.Среди членов общности распространяется единая совокупность убеждений, характерных для данной культуры и определяющих сознание и поведение людей. У них формируется чувство принадлежности к одной культурной группе. Члены своей группы – «наши» (земляки, сверстники, представители одной профессии, одного социального слоя и т. д.) – кажутся по сравнению с людьми «другого круга» более близкими. Человек может надеяться, что с ними будет больше взаимопонимания.

Но различие культур само по себе вовсе не обязательно порождает напряжённость и конфликтность отношений между ними. Недоверие и антипатия по отношению к «чужим» культурам и их носителям – народам, социальным группам и отдельным личностям – имели определённое оправдание в прошлом, когда контакты между различными культурами были редкими и непрочными. Однако в современном мире всё больше усиливается диалог культур, растёт их взаимопроникновение, ведь культурное разнообразие расцвечивает и обогащает жизнь людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: