В IV тысячелетии до н.э. в Междуречье возникает культура Шумеров, которая так же, как египетская, основана на сложнейшей технике ирригации. Шумерские общины формировались вокруг храмов, которые являлись как культовыми, так и организационно государственными центрами, совмещая в себе ещё и хозяйственное применение, как склады продовольствия. Для шумерской культуры была характерна высокая степень религиозности, однако государственные объединения были более бюрократические, нежели деспотические, что и выразилось в непрочной государственной власти. Все это привело к завоеванию шумеров аккадскими племенами, пришедшими с севера во главе с легендарным царем Саргоном. Результатом завоевания стало появление мощного шумеро-аккадского царства. Оно также просуществовало относительно недолго, но оставило после себя богатое культурное наследие.
В научной сфере шумерские астрономы разработали лунно-солнечный календарь, подробную карту звёздного неба, разделение года на дни и недели, деление круга на 360 градусов и многое другое. В математике шумеры использовали шестидесятиричную систему, которую затем аккадцы соединили с десятиричной. Шумеры делали цифровые операции, которые появились в Европе лишь в середине XVIII века (например, итоговый цифровой ряд 195955200000000).
|
|
После того, как созданная Саргоном держава Шумеров и Аккадцев рухнула, ее завоеватели - амориты в XIX веке до н.э. создают новое государственное объединение со столицей в городе Вавилоне. Государство получает название Древнее Вавилонское царство. Своего пика это государство достигает при царе Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). Этот правитель вошёл в мировую историю созданием судебного кодекса "законов Хаммурапи" - первой в истории системы государственных норм, изложенных письменно. Законы включали 282 статьи, которые касались преимущественно вопросов семейного права, наказаний за различные преступления, способов ведения судебных процессов. Главным принципом наказания был принцип талиона - "око за око, зуб за зуб". Главное значение законов Хаммурапи заключалось в замене кровной мести государственными санкциями, что упорядочивало отношения между людьми. Вавилоняне переняли многие достижения своих предшественников, особенно в области астрономии и математики. Вычисления вавилонских астрономов до сих пор могут поспорить с современными вычислениями, сделанными с помощью новейшей электронной техники. Существовали даже специальные астрономические школы. Шумерам и вавилонянам были известны 12 созвездий зодиака, час делился на 60 минут, а минуты на 60 секунд. В математической области в Месопотамии были известны системы уравнений с двумя неизвестными, был вычислен квадратный корень из двух, равный 1.41213, определено число пи, равное 3.125. Вавилоняне умели вычислять проценты, измерять площадь и объём различных геометрических фигур и т.д. Об уровне технических знаний жители Месопотамии говорят различные сооружения: башня бога Мардука, известная по Библии и одно из чудес света - висящие сады Семирамиды, которые являлись одновременно и прекраснейшим и сложнейшим архитектурным сооружением. Фактически сады Семирамиды были первым ботаническим садом, где собирались как сами редкие растения, так и знания о них.
|
|
О высоком уровне культуры говорит и развитая письменность - клинопись - нанесение особых знаков, передающих информацию, на мягкие глиняные таблички, которые затем высушивались, либо аккуратно обжигались. Именно благодаря клинописным знаниям до нас дошли сведения о религиозной системе Месопотамии и о богатейших достижениях в различных культурных сферах: литературе, искусстве, науке и т.д.
Религиозные верования Древней Месопотамии
Культура в древних цивилизациях Междуречья была предельно религиозной. Наиболее развернутые религиозные представления возникают в древних шумерских городах Уре, Уруке, Лагаше и позднее в крупнейшем городе Древнего Востока - Вавилоне.
В Месопотамии не было централизованного государства, как в Египте, и поэтому трудно говорить о шумерской религии как о строгой системе.
Можно выделить две главные особенности месопотамских религиозных верований: антропоморфность богов и крайняя магическая сторона религиозного культа.
В Шумере насчитывали несколько сотен различных богов и богинь. У каждого крупного города был свой бог и покровитель, защищавший интересы его жителей. Существовали божества, связанные с самыми разными сторонами жизни и смерти.
Можно выделить следующие основные группы богов:
Ан - бог неба;
Энни - владыка земли, бог пресных вод, божество мирового океана, на котором плавает Земля (Ки). Отсюда Ан-Ки – Вселенная;
Энлиль - "Владыка Дуновений", божество воздуха и наземных сил;
Нинхурсаг - великая богиня-мать, жена Энлиля;
Наина (Син ) - сын Энлиля - бог Луны;
Уту (Шамаш) - бог Солнца - сын Нанны;
Инанна (Иштар) - богиня любви и покровительница войн.
Помимо названных почитались многочисленные богини-матери. Также большое значение имели местные боги - покровители каждой общины, обычно каждый со своей супругой и с сыном, с множеством приближенных. Бесчисленны были мелкие добрые и злые божества, связанные с зерном и скотом, с домашним очагом и хлебным амбаром, с болезнями и напастями. Они, по большей части, были разные в каждой из общин.
Храмы строились не всем богам, а лишь главнейшим, преимущественно же богу или богине - покровителям данной общины. Сам храм состоял из трёх частей: центральной, в виде длинного двора, в глубине которого помещалось изображение божества, и симметричных боковых приделов по обеим сторонам двора. На одном конце двора располагался алтарь, на другом - стол для жертвоприношений.
Вавилонские религиозные верования складывались в условиях мо-нархической государственности, поэтому боги вавилонян имели всеобщий политический оттенок. В вавилонскую религию проецировались боги шумеро-аккадского пантеона: триада Ан (Ану), Энлиль (Эллиль), Энки (Эйя). Но постепенно на первое место выходит культ бога Вела (господина), который затем переходит в общевавилонский культ бога весны Мардука. Впоследствии Мардук либо сливается с культом Энлиля, либо вообще оттесняет эту триаду на второй план. Позже произошла их дальнейшая структуризация, которая в конечном счете делилась на две родовые группы:
|
|
1) небесные божества - Мардук, Триада и двенадцать великих богов, определяющих судьбу всего на свете;
2) божества Земли и преисподней. Последнюю представлял бог смерти Нергаль и его супруга Эрешкигаль. Им подчинялись семь ануннаков-стражников, Ирра - бог чумы и целый ряд злобных демонов.
Впоследствии богини трансформировались в жен богов и только богиня Иштар сохранила самостоятельность значения и культа.
Одна из характерных черт религии Месопотамии - сохранение и развитие крайних форм магии. Считалось, что магическими средствами можно спасти человека от вселившихся в него бесов, болезней и несчастий. Имелось до пятидесяти сборников различных заклинаний, ритуалов и магических формул. Важное место в религии Месопотамии занимали предсказания, сновидения, гадания как средства, способные предотвратить неудачу, болезнь, несчастье. Гадали по крику и полету птицы, по внутренностям животных, по взаимному расположению звезд и планет.
Из религиозных праздников важнейшим являлся праздник бога Мардука (март-апрель), который длился 12 дней. Он характеризовался жертвоприношениями, гаданиями, предсказаниями. Праздник завершался в Зиккурате - ступенчатом храме, священным браком царя и жрицы, символизирующим брак Мардука с его супругой Царпанит.
Итак, религия Месопотамии имела типично языческий, политеистический оттенок со следующими особенностями:
1) Антропоморфизм.
2) Подчинение женских божеств мужским.
3) Преемственность в божественной структуре.
4) Объединение богов под властью одного бога.
5) Магическая сторона культа.
6) Астральный характер пантеона (соотношение богов со звездами).
7) Наличие развёрнутой мифологии и появление героев (полубогов-полулюдей).
Письменность и литература
В конце IV - начале III тыс. до н.э. в Южной Месопотамии возникла древнейшая письменность. Это было рисуночное (пиктографическое) письмо, с помощью которого писались хозяйственные документы. Тексты наносились на глиняные таблички концом заостренного грифеля из тростника. Писали шумеры с помощью знаков, являвшихся рисуночными изображениями тех или иных предметов. Каждый рисунок имел значение целого слова или понятия. Например, если надо было зафиксировать, что на склад сдано 10 рыб, писец ставил 10 вертикальных черточек и добавлял к ним рисунок с изображением рыбы.
|
|
Рисуночным письмом можно было передать лишь простейшие тексты. Развитие хозяйства требовало усовершенствования письма и, со временем, шумеры научились передавать грамматические показатели, изображавшиеся с помощью знаков в их слоговом написании.
Постепенно при беглом письме на глине, знаки теряли первоначальный характер изображений отдельных предметов и стали им напоминать различные комбинации клиньев. К середине III тыс. до н.э. шумерское письмо окончательно превратилось в клинопись, которую затем заимствовали аккадцы. Древнейшие шумеро-аккадские тексты относятся к XXV в. до н.э.
Шумеро-аккадская клинопись насчитывает свыше 600 знаков, из которых каждый имеет несколько значений. Почти все народы Передней Азии заимствовали шумерскую систему клинописи, приспособив её к особенностям своего языка. Подавляющее число клинописных документов написано на табличках из глины, тщательно обжигавшихся или высушивавшихся после нанесения текста. Просуществовала клинопись более 3000 лет. Самые поздние клинописные тексты Месопотамии датируются последними веками до нашей эры.
Древняя месопотамская литература прошла длительный путь развития почти в 2000 лет. В нем можно выделить несколько этапов:
1 этап - начало III тыс. до н.э., когда появляются первые литературные тексты на шумерском языке, представляющие собой списки богов, отдельные мифы, записи гимнов и произведений фольклора;
2 этап- конец III - начало II тыс. до н.э., характеризуется расцветом шумерской литературы, в формировании главных его жанров, созданием основной массы произведений на шумерском языке: циклов мифов, эпических произведений, представленных поэмами о божествах (Инанне, Думузе) и легендарных правителях (Энмеркаре, Лугальбанде и Гильгамеше), лирики, гимнов в честь богов и царей, молитв, элегий, ритуальных песен, плачей, сочинений дидактического жанра - поучений, особенно школьных, пословиц и поговорок;
3 этап - вторая половина II тыс. до н.э. Это время создания основной массы произведений на аккадском языке: поэм, в том числе знаменитой поэмы о сотворении мира "Когда вверху... ", поэма о нисхождении Иштар в преисподнюю, мифических произведений;
4 этап - заключительный в развитии месопотамской литературы. Это период копирования шумерских и аккадских литературных произведений, создания исторической литературы (ассирийских и вавилонских царских надписей и летописей), появления в Ассирии и Вавилоне публицистических произведений с определенной (антиассирийской, антивавилонской) направленностью.
Богатая литература Древней Месопотамии оказала заметное влияние на литературу других народов Востока (хеттов, евреев, арамеев, сирийцев, арабов) и античного мира. Её сюжетные образы порою звучат и в современной литературе.
Литература
1. Аверинцев С.С. Древние цивилизации. – М., 1989. – 479 с.
2. История Древнего мира: курс лекций / под ред. И.М. Дьяконова. – М., 1989. – 471 с.
3. Васильев Л.С. История Востока. – М., 1993. – Т. 1. – 494 с.
4. Культура ранних цивилизаций: Метод. указания / Сост. С.В. Куленко. – Новосибирск, 1999. – Ч. 1. – 28 с.
5. Крамер С. История начинается в Шумере. – М., 1990. – 233 с.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему первая в мире письменная система законов возникла в ареале культуры Древней Месопотамии?
2. Какие культурные элементы, возникшие в культуре Древней Месопотамии, активно используются в наши дни?
3. В силу каких причин учёные имеют более высокую степень информации об этой культуре по сравнению с культурами других древних цивилизаций.
4. Укажите основные качественные отличия религии Месопотамии от религии Древнего Египта.
5. Поясните, каким образом название данной цивилизации родит её с другими цивилизациями древности?
Г лава 14. индийская культура
Катит река надежды воды бесплодных мечтаний.
Между крутых берегов бесконечных тревог
Вьются птицы сомнений над волнами жажды,
Гибель сулит заблуждений круговорот.
Сносит могучим разливом деревья спокойствия,
В глубине притаились крокодилы страстей...
Люди, восславим очищенных святостью йогов,
Тех, кто мутный этот поток сумел переплыть!
Бхартрихари