Основные признаки культуры Месопотамии

В IV тысячелетии до н.э. в Междуречье возникает культура Шуме­ров, которая так же, как египетская, основана на сложнейшей техни­ке ирригации. Шумерские общины формировались вокруг храмов, кото­рые являлись как культовыми, так и организационно государственными центрами, совмещая в себе ещё и хозяйственное применение, как склады продовольствия. Для шумерской культуры была характерна вы­сокая степень религиозности, однако государственные объединения были более бюрократические, нежели деспотические, что и выразилось в непрочной государственной власти. Все это привело к завоеванию шумеров аккадскими племенами, пришедшими с севера во главе с ле­гендарным царем Саргоном. Результатом завоевания стало появление мощного шумеро-аккадского царства. Оно также просуществовало отно­сительно недолго, но оставило после себя богатое культурное насле­дие.

В научной сфере шумерские астрономы разработали лунно-солнеч­ный календарь, подробную карту звёздного неба, разделение года на дни и недели, деление круга на 360 градусов и многое другое. В ма­тематике шумеры использовали шестидесятиричную систему, которую затем аккадцы соединили с десятиричной. Шумеры делали цифровые операции, которые появились в Европе лишь в середине XVIII века (например, итоговый цифровой ряд 195955200000000).

После того, как созданная Саргоном держава Шумеров и Аккадцев рухнула, ее завоеватели - амориты в XIX веке до н.э. создают новое государственное объединение со столицей в городе Вавилоне. Госу­дарство получает название Древнее Вавилонское царство. Своего пика это государство достигает при царе Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). Этот правитель вошёл в мировую историю созданием судебного кодекса "законов Хаммурапи" - первой в истории системы государственных норм, изложенных письменно. Законы включали 282 статьи, которые касались преимущественно вопросов семейного права, наказаний за различные преступления, способов ведения судебных процессов. Глав­ным принципом наказания был принцип талиона - "око за око, зуб за зуб". Главное значение законов Хаммурапи заключалось в замене кровной мести государственными санкциями, что упорядочивало отно­шения между людьми. Вавилоняне переняли многие достижения своих предшественников, особенно в области астрономии и математики. Вы­числения вавилонских астрономов до сих пор могут поспорить с сов­ременными вычислениями, сделанными с помощью новейшей электронной техники. Существовали даже специальные астрономические школы. Шу­мерам и вавилонянам были известны 12 созвездий зодиака, час делил­ся на 60 минут, а минуты на 60 секунд. В математической области в Месопотамии были известны системы уравнений с двумя неизвестными, был вычислен квадратный корень из двух, равный 1.41213, определено число пи, равное 3.125. Вавилоняне умели вычислять проценты, изме­рять площадь и объём различных геометрических фигур и т.д. Об уровне технических знаний жители Месопотамии говорят различные со­оружения: башня бога Мардука, известная по Библии и одно из чудес света - висящие сады Семирамиды, которые являлись одновременно и прекраснейшим и сложнейшим архитектурным сооружением. Фактически сады Семирамиды были первым ботаническим садом, где собирались как сами редкие растения, так и знания о них.

О высоком уровне культуры говорит и развитая письменность - клинопись - нанесение особых знаков, передающих информацию, на мягкие глиняные таблички, которые затем высушивались, либо акку­ратно обжигались. Именно благодаря клинописным знаниям до нас дош­ли сведения о религиозной системе Месопотамии и о богатейших достижениях в различных культурных сферах: литературе, искусстве, науке и т.д.

Религиозные верования Древней Месопотамии

Культура в древних цивилизациях Междуречья была предельно ре­лигиозной. Наиболее развернутые религиозные представления возника­ют в древних шумерских городах Уре, Уруке, Лагаше и позднее в крупнейшем городе Древнего Востока - Вавилоне.

В Месопотамии не было централизованного государства, как в Египте, и поэтому трудно говорить о шумерской религии как о стро­гой системе.

Можно выделить две главные особенности месопотамских религиоз­ных верований: антропоморфность богов и крайняя магическая сторона религиозного культа.

В Шумере насчитывали несколько сотен различных богов и бо­гинь. У каждого крупного города был свой бог и покровитель, защи­щавший интересы его жителей. Существовали божества, связанные с самыми разными сторонами жизни и смерти.

Можно выделить следующие основные группы богов:

Ан - бог неба;

Энни - владыка земли, бог пресных вод, божество мирового океа­на, на котором плавает Земля (Ки). Отсюда Ан-Ки – Вселенная;

Энлиль - "Владыка Дуновений", божество воздуха и наземных сил;

Нинхурсаг - великая богиня-мать, жена Энлиля;

Наина (Син ) - сын Энлиля - бог Луны;

Уту (Шамаш) - бог Солнца - сын Нанны;

Инанна (Иштар) - богиня любви и покровительница войн.

Помимо названных почитались многочисленные богини-матери. Так­же большое значение имели местные боги - покровители каждой общи­ны, обычно каждый со своей супругой и с сыном, с множеством приб­лиженных. Бесчисленны были мелкие добрые и злые божества, связан­ные с зерном и скотом, с домашним очагом и хлебным амбаром, с бо­лезнями и напастями. Они, по большей части, были разные в каждой из общин.

Храмы строились не всем богам, а лишь главнейшим, преимущест­венно же богу или богине - покровителям данной общины. Сам храм состоял из трёх частей: центральной, в виде длинного двора, в глу­бине которого помещалось изображение божества, и симметричных бо­ковых приделов по обеим сторонам двора. На одном конце двора рас­полагался алтарь, на другом - стол для жертвоприношений.

Вавилонские религиозные верования складывались в условиях мо-нархической государственности, поэтому боги вавилонян имели всеоб­щий политический оттенок. В вавилонскую религию проецировались боги шумеро-аккадского пантеона: триада Ан (Ану), Энлиль (Эллиль), Энки (Эйя). Но постепенно на первое место выходит культ бога Вела (господина), который затем переходит в общевавилонский культ бога весны Мардука. Впоследствии Мардук либо сливается с культом Энли­ля, либо вообще оттесняет эту триаду на второй план. Позже про­изошла их дальнейшая структуризация, которая в конечном счете де­лилась на две родовые группы:

1) небесные божества - Мардук, Триада и двенадцать великих бо­гов, определяющих судьбу всего на свете;

2) божества Земли и преисподней. Последнюю представлял бог смерти Нергаль и его супруга Эрешкигаль. Им подчинялись семь ануннаков-стражников, Ирра - бог чумы и целый ряд злобных демонов.

Впоследствии богини трансформировались в жен богов и только богиня Иштар сохранила самостоятельность значения и культа.

Одна из характерных черт религии Месопотамии - сохранение и развитие крайних форм магии. Считалось, что магическими средствами можно спасти человека от вселившихся в него бесов, болезней и нес­частий. Имелось до пятидесяти сборников различных заклинаний, ри­туалов и магических формул. Важное место в религии Месопотамии за­нимали предсказания, сновидения, гадания как средства, способные предотвратить неудачу, болезнь, несчастье. Гадали по крику и поле­ту птицы, по внутренностям животных, по взаимному расположению звезд и планет.

Из религиозных праздников важнейшим являлся праздник бога Мар­дука (март-апрель), который длился 12 дней. Он характеризовался жертвоприношениями, гаданиями, предсказаниями. Праздник завершался в Зиккурате - ступенчатом храме, священным браком царя и жрицы, символизирующим брак Мардука с его супругой Царпанит.

Итак, религия Месопотамии имела типично языческий, политеисти­ческий оттенок со следующими особенностями:

1) Антропоморфизм.

2) Подчинение женских божеств мужским.

3) Преемственность в божественной структуре.

4) Объединение богов под властью одного бога.

5) Магическая сторона культа.

6) Астральный характер пантеона (соотношение богов со звезда­ми).

7) Наличие развёрнутой мифологии и появление героев (полубогов-полулюдей).

Письменность и литература

В конце IV - начале III тыс. до н.э. в Южной Месопотамии воз­никла древнейшая письменность. Это было рисуночное (пиктографичес­кое) письмо, с помощью которого писались хозяйственные документы. Тексты наносились на глиняные таблички концом заостренного грифеля из тростника. Писали шумеры с помощью знаков, являвшихся рисуноч­ными изображениями тех или иных предметов. Каждый рисунок имел значение целого слова или понятия. Например, если надо было зафик­сировать, что на склад сдано 10 рыб, писец ставил 10 вертикальных черточек и добавлял к ним рисунок с изображением рыбы.

Рисуночным письмом можно было передать лишь простейшие тексты. Развитие хозяйства требовало усовершенствования письма и, со вре­менем, шумеры научились передавать грамматические показатели, изображавшиеся с помощью знаков в их слоговом написании.

Постепенно при беглом письме на глине, знаки теряли первона­чальный характер изображений отдельных предметов и стали им напо­минать различные комбинации клиньев. К середине III тыс. до н.э. шумерское письмо окончательно превратилось в клинопись, которую затем заимствовали аккадцы. Древнейшие шумеро-аккадские тексты от­носятся к XXV в. до н.э.

Шумеро-аккадская клинопись насчитывает свыше 600 знаков, из которых каждый имеет несколько значений. Почти все народы Передней Азии заимствовали шумерскую систему клинописи, приспособив её к особенностям своего языка. Подавляющее число клинописных докумен­тов написано на табличках из глины, тщательно обжигавшихся или вы­сушивавшихся после нанесения текста. Просуществовала клинопись бо­лее 3000 лет. Самые поздние клинописные тексты Месопотамии датиру­ются последними веками до нашей эры.

Древняя месопотамская литература прошла длительный путь разви­тия почти в 2000 лет. В нем можно выделить несколько этапов:

1 этап - начало III тыс. до н.э., когда появляются первые лите­ратурные тексты на шумерском языке, представляющие собой списки богов, отдельные мифы, записи гимнов и произведений фольклора;

2 этап- конец III - начало II тыс. до н.э., характеризуется расцветом шумерской литературы, в формировании главных его жанров, созданием основной массы произведений на шумерском языке: циклов мифов, эпических произведений, представленных поэмами о божествах (Инанне, Думузе) и легендарных правителях (Энмеркаре, Лугальбанде и Гильгамеше), лирики, гимнов в честь богов и царей, молитв, эле­гий, ритуальных песен, плачей, сочинений дидактического жанра - поучений, особенно школьных, пословиц и поговорок;

3 этап - вторая половина II тыс. до н.э. Это время создания основной массы произведений на аккадском языке: поэм, в том числе знаменитой поэмы о сотворении мира "Когда вверху... ", поэма о ни­схождении Иштар в преисподнюю, мифических произведений;

4 этап - заключительный в развитии месопотамской литературы. Это период копирования шумерских и аккадских литературных произве­дений, создания исторической литературы (ассирийских и вавилонских царских надписей и летописей), появления в Ассирии и Вавилоне пуб­лицистических произведений с определенной (антиассирийской, анти­вавилонской) направленностью.

Богатая литература Древней Месопотамии оказала заметное влия­ние на литературу других народов Востока (хеттов, евреев, арамеев, сирийцев, арабов) и античного мира. Её сюжетные образы порою звучат и в современной литературе.

Литература

1. Аверинцев С.С. Древние цивилизации. – М., 1989. – 479 с.

2. История Древнего мира: курс лекций / под ред. И.М. Дьяконова. – М., 1989. – 471 с.

3. Васильев Л.С. История Востока. – М., 1993. – Т. 1. – 494 с.

4. Культура ранних цивилизаций: Метод. указания / Сост. С.В. Куленко. – Новосибирск, 1999. – Ч. 1. – 28 с.

5. Крамер С. История начинается в Шумере. – М., 1990. – 233 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему первая в мире письменная система законов возникла в ареале культуры Древней Месопотамии?

2. Какие культурные элементы, возникшие в культуре Древней Месопотамии, активно используются в наши дни?

3. В силу каких причин учёные имеют более высокую степень информации об этой культуре по сравнению с культурами других древних цивилизаций.

4. Укажите основные качественные отличия религии Месопотамии от религии Древнего Египта.

5. Поясните, каким образом название данной цивилизации родит её с другими цивилизациями древности?

Г лава 14. индийская культура

Катит река надежды воды бесплодных мечтаний.
Между крутых берегов бесконечных тревог
Вьются птицы сомнений над волнами жажды,
Гибель сулит заблуждений круговорот.
Сносит могучим разливом деревья спокойствия,
В глубине притаились крокодилы страстей...
Люди, восславим очищенных святостью йогов,
Тех, кто мутный этот поток сумел переплыть!

Бхартрихари


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow