Месопотамией или Двуречьем принято называть область бассейнов Тигра и Евфрата. Так же, как и в Египте, здесь возникает земледельческая цивилизация, благосостояние которой обеспечивается плодородной почвой, требующей, однако, ухода и орошения. Прекрасные климатические условия в Месопотамии не дополнялись наличием ценных материалов. Это побуждало жителей региона заниматься торговлей. Кроме того, выгодное во многих отношениях расположение региона привлекало к нему внимание соседних народов – цивилизация, созданная первоначально шумерами, затем наследовалась другими народами, вторгавшимися на территорию Месопотамии.
В результате культура Двуречья оказывается менее цельной, а выработанный ею стиль переживает со временем определенные трансформации.
Поскольку, как уже отмечалось, район был беден минералами и металлами, основным материалом становится глина. Из глины шумеры, аккадцы, вавилоняне не только делали кирпич, декоративные плитки, статуэтки, посуду, но и материал для письма. Графический стиль письма сложился здесь под влиянием особенностей материала и техники – значки процарапывались-продавливались палочкой по сырой глине. Идеограммы, соответствовавшие словам или слогам составлялись как бы из отдельных «клинышков» и имели отвлеченную, абстрактную форму. Глиняные библиотеки были громоздкими, но обладали большой прочностью – не горели, не гнили. В результате до наших дней дошло большое количество текстов, которые удалось расшифровать и прочитать. В частности, был прочитан, записанный на табличках древнейший эпос – миф о Гильгамеше.
|
|
Этот литературный памятник несет на себе отпечаток мировосприятия и религиозных установок шумеро-аккадской и вавилонской культур. Основная тема произведения – стремление к бессмертию и богоподобию. Главный герой – Гильгамеш – воплощение силы и величия, однако он человек и как всякий человек обречен уйти из жизни в мрачное царство теней. Все попытки приблизится к богам заканчиваются для героя потерями и поражением. Путь к бессмертию намечен только один – через достижение славы, которая сохраняет имя в памяти потомков.
Этот сюжет показывает, что в культуре народов Двуречья не сложилось представления о возможном «посмертном благоденствии», возможно, поэтому история этой цивилизации так насыщена яркими событиями, полна драматизма. Светлая отстраненность, мистичность ощущаются лишь в произведениях раннего шумерского периода – небольшие скульптурки, изображающие молящихся, сцены «предстояния перед божеством». Кроме круглой скульптуры в культуре Двуречья были распространены мозаики и рельефы. Можно заметить, что здесь использовался практически тот же прием изображения фигуры, что и в Египте: соединение бокового и фронтального планов. Однако правила изображения не носили столь жесткого характера, и сама система претерпевала некоторые изменения. Так фигуры или, точнее, фигурки изображенные на шумерских мозаиках отличаются приземистыми пропорциями, увеличенным размером головы, на которой выделяется крупный нос. В сочетании с благожелательными улыбками на лицах эти черты придают образам оттенок комизма. В дальнейшем образы становятся более строгими, суровыми, напряженными, пропорции фигур вытягиваются. Ассирийские рельефы отличаются большей детализацией в проработке формы, образы совершенно утрачивают обаяние непосредственности и наивность, отличавшие шумерские изображения. Воинственный характер ассирийской державы нашел свое выражение в образах могучих властителей, художники стремятся подчеркнуть мощную мускулатуру, строгие, суровые выражения лиц. Масштабы изображений в этот период увеличиваются, появляются монументальные каменные плиты, украшенные рельефами – ортостаты. Часто встречается изображение фантастических существ: быков-шеду, крылатых людей. Особой выразительностью отличались сцены царской охоты на львов.
|
|
Оригинальная техника и вид мелкой пластики, характерный для культуры Месопотамии - искусство изготовления цилиндрических печатей. Цилиндрические печати были распространены практически на протяжении всего существования цивилизации Двуречья. Они представляли собой небольшие каменные цилиндры, покрытые рельефами – прокатывая такую печать по сырой глине можно получить полосу рельефа. Такие печати изготавливались на заказ и служили эквивалентом подписи при заключении договоров. Каждый цилиндр, таким образом, был совершенно уникальным. Искусству Месопотамии в целом не присуще стремление к тиражированию одинаковых образов, которое так ярко проявилось в Египте.
Еще один специфический вид изобразительного искусства – рельефы из глазурованных кирпичей. Такой кирпич, как правило, использовался при строительстве храмов. Широкое распространение этой техники характерно для Вавилонии и Ассирии. В Вавилоне по обе стороны проспекта Процессий шла высокая стена, покрытая эмалированными изображениями золотистых львов на синем фоне. Всего насчитывалось 120 фигур по 2 метра каждая. Проспект начинался от знаменитых ворот богини Иштар (VI в. до н. э.), которые так же были сложены из глазурованных кирпичей и украшены изображениями белых быков и драконов на синем фоне.
Самыми заметными памятниками архитектуры Месопотамии были зиккураты – монументальные сооружения, имевшие характерную ступенчатую форму. Форма зиккуратов, в общих чертах была найдена еще в шумерский период. Первые зиккураты представляли собой трехступенчатую башню, пристроенную к святилищу квадратной или прямоугольной формы. Впоследствии роль башни в храмовом комплексе все увеличивалась, а размеры храма все уменьшались, так что в Вавилоне храм размещался уже не рядом с башней, а на ее верхней площадке. Количество «ступеней» зиккурата и, соответственно, его высота тоже возрастают.
Культовое назначение этих сооружений не вызывает сомнения у исследователей, однако, роль верхней площадки зиккурата трактуется по разному: жертвенник, обсерватория, место обитания божества. По всей видимости, площадка совмещала в себе все эти функции. Религиозная жизнь в государствах Двуречья была чрезвычайно насыщенной, на это указывает само количество культовых построек – уже в древнейшем шумерском городе Эриду имелось 18 храмов, посвященных различным богам.
Вавилон поражал современников размерами и великолепием храмов-зиккуратов. Не случайно с этим городом связана библейская легенда о строительстве грандиозной башни, ведущей на небо. Большинство исследователей видят прообраз этой башни в зиккурате Этеменанки (в переводе – «фундамент земли и неба»). Это была семиступенчатая башня на квадратной каменной платформе 90х91 м. и такой же высоты. Семь последовательно уменьшающихся этажей зиккурата, выложенные их глазированных кирпичей семи различных цветов, символизировали различные уровни Вселенной. На верхней площадке этого гигантского сооружения находился храм бога Мардука.
|
|
Зиккураты были связаны также с представлениями жителей Месопотамии о «священной горе», на вершине которой находятся ворота к небу, и которая служит магическим источником жизни, порождающим «плоды и воды».