По данной теме необходимо самостоятельно изучить историко-культурные границы средневековья, социальный состав средневекового общества; картину мира средневекового человека; философию и теологию в средние века; народную культуру средневековья: карнавал, мистерия, фольклор; романский и готический стили в европейской культуре
По данной теме необходимо:
знать: характерные черты средневековой западноевропейской культуры;
уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы.
Литература: [6], [11], [20], [23], [74], [83].
Вопросы для самопроверки
1. Каково историческое и культурное значение средневековья.
2. Является ли средневековая культура регрессом по сравнению с Античностью.
3. В чём состоит сущность схоластического метода и возможность его использования современной наукой.
4. Объясните роль культурных традиций Средних веков в формировании европейца как социокультурного феномена.
5. Охарактерезуйте менталитет средневекового человека.
|
|
6. Дайте характеристику романского и готического стилей в европейском искусстве.
ТЕМА 13. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
Самобытность русской культуры как научная проблема. Особенности формирования древнерусской культуры: восточные славяне и их культурные истоки. Дохристианская культура Руси. Язычество на Руси. Мифология древних славян. Византия и Древняя Русь. Принятие христианства: объективная необходимость, сложность и длительность этого процесса. «Двоеверие» в русской культуре.
Православие: система ценностей и тип личности. Православие в русской культуре. Монашество и монастыри в духовной истории России. Иосифлянство и нестяжательство – противоборствующие тенденции православной Руси. Русское православие и государственная власть: концепция «Москва – третий Рим» как переосмысление византийской политической модели. Идея Святой Руси.
Древнерусское искусство – сочетание славянских традиций и внешних культурных влияний. Роль византийской художественной системы. Храмовая архитектура (крестово-купольный и шатровый типы построек). Фресковая живопись и иконопись. Древнерусская литература.
Новые тенденции в культуре 17 века. Церковный раскол: историческая обусловленность сущность. Секуляризация культуры и процессы «обмирщения» искусства.