Методические рекомендации по изучению темы. Освоение данной темы предполагает изучение следующих вопросов: геополитические характеристики русской культуры; формирование и развитие русской культуры

Освоение данной темы предполагает изучение следующих вопросов: геополитические характеристики русской культуры; формирование и развитие русской культуры; православие и самодержавие как феномен русской культуры; интеллигенция, и её роль в истории России; отечественная культура советской и постсоветской эпохи; художественная культура России; место и роль России в мировой культуре.

По данной теме необходимо:

знать: формирование и развитие российской культуры; типологические черты отечественной культуры;

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы.

Литература: [4], [24], [30], [32], [48], [50], [61].

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте историческую и культурную обстановку в России конца ХIХ – начала ХХ века.

2. Объясните, почему «серебряный век» русской культуры назвали Русским Ренессансом.

3. Культурологические идеи русских мыслителей «серебряного века» Вы можете назвать.

4. Какие авангардистские течения появились в живописи и музыке? Охарактеризуйте их.

5. Как связаны духовные искания эпохи и возникновение беспредметного искусства.

6. Назовите имена крупнейших деятелей искусства и культуры «серебряного века».

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА)

В соответствии с учебным планом студенты заочного факультета должны написать контрольную работу (реферат). Успешное выполнение контрольных работ является условием допуска к сдаче зачёта или экзамена. Работа выполняется в объёме 20-25 стр. При её написании следует соблюдать стандартные требования к оформлению. В завершении работы необходимо привести список использованной литературы, оформленный в соответствии с ГОСТом. Источники для выполнения реферативной работы студент может выбрать из списка дополнительной литературы к темам курса. Вместе с тем в процессе написания может быть использована и другая литература, раскрывающая содержание поставленных вопросов. Темы работ сгруппированы в задания таким образом, чтобы при их выполнении студент мог продемонстрировать владение разнообразным материалом. При выборе варианта задания студент должен руководствоваться приведённой ниже таблицей.

Перед началом написания реферативной работы по дисциплине культурология студенту необходимо внимательно ознакомиться с программой курса, в которой раскрывается его структура, логика и последовательность изучения тем.

Изучение культурологии ориентировано на овладение студентами системой знаний о сущности и динамике развития мировой культуры, специфике культур Востока, Запада и России, на приобретение умения ориентироваться в истории создания людьми материальных и духовных ценностей, в современных социокультурных процессах. Знакомство с основными способами интерпретации культурных феноменов, с творчеством крупнейших мыслителей мировой истории будет способствовать развитию навыков творческого мышления, формированию способности квалифицированно оценивать самые разнообразные явления в культуре.

Варианты контрольных работ (рефератов)

Предпо-следняя цифра шрифта Последняя цифра шифра
                   
  1,17 5,32 3,51 9,38 2,27 6,44 11,24 4,39 7,57 68,51
  60,12 8,21 14,65 54,70 13,46 16,40 35,64 20,55 20,37 15,34
  18,31 19,45 22,41 23,53 25,61 26,36 67,27 30,63 42,69 52,47
  66,48 33,68 43,2 49,3 50,11 56,48 59,5 58,32 62,13 63,3
  14,31 28,24 52,57 65,38 46,15 61,7 49,3 40,24 20,44 41,60
  23,54 18,31 9,39 4,39 1,17 16,58 35,68 54,70 1,55 7,51
  15,34 55,22 32,67 65,12 35,64 14,65 60,12 4,38 39,69 28,24
  29,55 42,69 23,53 6,44 15,34 52,57 15,34 38,9 45,10 2,27
  45,10 11,24 40,24 41,60 4,39 39,69 1,17 66,48 5,32 13,46
  14,65 62,13 25,61 30,63 8,21 9,38 19,45 50,11 16,58 33,68

Темы контрольных работ (рефератов)

1. Культурология в системе гуманитарного знания.

2. Понятие культуры. Культура как единство деятельности и ценностей.

3. Культура и общество. Социальные функции культуры.

4. Проблема единства мирового культурного процесса.

5. Культура и природа.

6. Культура и цивилизация.

7. Субъект культуры.

8. Развитие взглядов на культуру в эпоху Просвещения.

9. Проблемы культуры в классической немецкой философии.

10. Культура и её критика у З. Фрейда. Механизм сублимации.

11. Языки и символы культуры, культурные коды (семиотика культуры).

12. Межкультурная коммуникация и диалог культур.

13. Закономерности процесса культурогенеза.

14. Эволюционизм как теория культуры.

15. Основные тенденции культуры в эпоху глобализации.

16. Культурологические идеи К.Г. Юнга.

17. Игровая концепция культуры Й. Хейзинга.

18. Этногенез и концепция культуры Л. Гумилёва.

19. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

20. А. Тойнби о причинах развития культуры.

21. Культура и цивилизация. Концепция О. Шпенглера.

22. Взгляды К.Ясперса на мировой культурный процесс.

23. Концепция первобытной культуры Э. Тайлора.

24. Миф как выражение синкретизма первобытного сознания.

25. Ранние формы религиозных верований.

26. Древнеегипетская мифология и религия.

27. Религиозная реформа Эхнатона.

28. Искусство Древнего Египта, его особенности.

29. Научные достижения древних египтян.

30. Буддизм: история возникновения, основные идеи, влияние на культуру.

31. Художественная культура средневековой Индии.

32. Конфуцианство и его роль в развитии культуры Китая.

33. Влияние даосизма и буддизма на формирование национальных культурных традиций Китая.

34. Греческий полис и полисная система ценностей.

35. Агональный характер греческой культуры.

36. Древнегреческая мифология и религия.

37. Представления о прекрасном и их проявления в искусстве Древней Греции.

38. Рождение античного театра.

39. Древнегреческая система образования.

40. Особенности культуры Древнего Рима.

41. Искусство Древнего Рима: заимствования и новаторство.

42. Религиозные представления древних римлян.

43. Кризис античности и возникновение христианства.

44. Особенности византийской культуры.

45. Роль Византии в формировании христианской культурной традиции.

46. Ислам как мировая религия.

47. Научные знания средневекового арабского мира.

48. Характерные черты западноевропейской средневековой культуры.

49. Народная культура средневековья: карнавал, мистерия, фольклор.

50. Романский и готический стили в искусстве.

51. Мифология древних славян.

52. Исторические особенности русской культуры.

53. Православие: система ценностей и тип личности. Православие в русской культуре.

54. Архитектура средневековой Руси.

55. Русская иконопись.

56. Церковный раскол ХVII века: историческая обусловленность и сущность.

57. Характерные черты ренессансной культуры.

58. Реформация и её культурное значение.

59. Становление рационалистической картины мира западноевропейской культуры ХVII - ХVIII веков.

60. Просвещение: основные идеи и представители.

61. Художественные стили барокко и классицизм.

62. Русская культуры эпохи Просвещения.

63. Научные открытия и технические революции ХIХ века.

64. Романтизм в европейской культуре.

65. Импрессионизм: творческие принципы и основные представители.

66. «Серебряный век» русской культуры. Общая характеристика эпохи.

67. Культурный кризис ХХ века: признаки, сущность, оценки.

68. Массовая культура и личность.

69. Общие признаки искусства модернизма. Основные направления модернизма в живописи.

70. Задачи сохранения культурного наследия.

Контрольные вопросы для оценки качества освоения дисциплины

1. Культурология в системе гуманитарного знания.

2. Понятие культуры как объекта гуманитарного знания.

3. Культура как единство деятельности и ценностей.

4. Культурная самоидентичность. Социализация и инкультурация.

5. Культура и общество. Функции культуры.

6. Культура и цивилизация.

7. Антропологические аспекты культуры.

8. Проблема типологии культуры.

9. Этническая, национальная и региональная типологизация культур.

10. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций.

11. Концепция культуры О. Шпенглера.

12. Концепция культуры Н.Я. Данилевского.

13. Концепция культуры А. Тойнби.

14. «Осевое время» в концепции истории К. Ясперса.

15. Культурологические концепции ХХ века (Э.Кассирер, Л.Н. Гумилёв, Й. Хёйзинга, З. Фрейд, К.Г. Юнг, П. Сорокин).

16. Основные культурологические течения ХХ века. Франкфуртская школа.

17. Основные культурологические течения ХХ века. Постмодернизм.

18. Эволюционизм как теория культуры.

19. Ранние формы религиозных верований.

20. Миф как синкретизм первобытного сознания.

21. Характерные черты культуры Древнего Египта.

22. Индо-буддийская культурная традиция.

23. Китайско-конфуцианская культура.

24. Античность как тип культуры.

25. Особенности культуры Византии.

26. Культура средневекового арабского востока.

27. Характерные черты западноевропейского средневековья.

28. Исторические особенности русской культуры.

29. Характерные черты эпохи Возрождения.

30. Реформация, её культурное значение. Контрреформация.

31. Философия культуры эпохи европейского Просвещения.

32. «Серебряный век» русской культуры. Общая характеристика эпохи.

33. Культура ХХ века: признаки, сущность, оценки.

34. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма.

35. Массовая культура и личность.

36. Межкультурная коммуникация и диалог культур.

37. Задачи сохранения культурного наследия.

38. Региональная культура Кольского Севера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: