Глоссарий. Основные понятия к теме 1

Основные понятия к теме 1

Аксиология – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.

Антропогенный – то, что сделано людьми, искусственное.

Артефакты культуры – термин, обозначает любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание: предметы, вещи, технические орудия труда, одежда, жилища и т.п. К артефактам относятся любые феномены духовной жизни общества, будь то научные теории или суеверия, произведения искусства и фольклор – всё то, что характеризуется как идеациональная сторона жизни общества.

Аспекты культуры – точки зрения, с которых рассматривают культуру. В культурологии выделяют следующие пять аспектов культуры:

1). генетический; 2). гносеологический; 3). аксеологический; 4). нормативный; 5). социологический.

Ассимиляция культурная – механическое усвоение новых ценностей, поглощение одной культуры другой. Процессу культурной ассимиляции способствуют завоевания, порабощение, целенаправленная культурная политика, смешанные браки и т.п. Полная культурная ассимиляция заканчивается утратой языка и гибелью более слабой культуры.

Герменевтика – традиция и способы толкования многозначных или неподдающихся уточнению текстов. 1. Теория и методология истолкования текстов. 2. Течение в философии.

История культуры – раздел культурологии, изучающий специфические черты культур различных исторических этапов.

Культурогенез – один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в создании новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы.

Культурология – теоретическая дисциплина, изучающая культуру во всей полноте её проявлений и в её сущности, во всём многообразии ей исторических форм и современного состояния. Культурология включает теорию культуры, историю культуры, прикладную культурологию.

Культурфилософия – философия культуры, самостоятельное направлении философии, первоначальная форма, в которой в 18-19 веках проблемы культуры получили своё специальное рассмотрение. При определённой близости проблематики нельзя вместе с тем не отметить отличия философии культуры и культурологи. Философия культуры занимается теоретическими проблемами культуры, изучает культурное самосознание человека. В культурологии большое внимание уделяется изучению конкретного многообразия культур, сторонам культурной практики.

Морфология культуры – раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности.

Синергетика – наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Предметом являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой. В сферу внимания синергетики попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации – неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития.

Структурно-функциональный анализ культуры – один из методов, подходов исследования культуры; рассматривает культуру как некоторую целостность, систему, обладающую сложной структурой, каждый элемент которой находится во взаимодействии с другими.

Функции культуры – возможности удовлетворения духовных потребностей человека и общества. Основные функции культуры: гуманистическая, аккумулирующая, компенсаторная, коммуникативная, эстетическая, познавательная, воспитательная, духовно-охранительная, символическая.

Ценности культуры – значимые для человека и общества предметы, явления, идеи, символизирующие духовное, возвышенное, нравственное, совершенное. Ценности культуры социально-исторически и национально обусловлены.

Экономика культуры – научная дисциплина, изучающая особенности функционирования культуры с точки зрения экономических закономерностей.

Элитарная культура – понятие, которое характеризует культуру, ориентированную на особую группу людей (элиту), обладающую высокой восприимчивостью к новому, оригинально-неожиданному в искусстве, науке, философии.

Эстетическая культура – совокупность свойств и способностей, позволяющих адекватно воспринимать, анализировать, оценивать эстетически значимые явления в природе и обществе.

Этика – наука, объектом изучения которой является мораль, причины ее возникновения, закономерности функционирования и изменения. Этика дает теоретические обобщения всего многообразия проявления морали, определяет ее нормативы, формирует теоретический уровень морального сознания.

Этикет – совокупность норм и правил поведения, регламентирующих внешние формы взаимоотношений людей. Наиболее канонизированной формой этикета является дипломатический протокол.

Основные понятия к теме 2

Альтернативные культуры – подсистемы в культуре, так называемые новые культуры, противопоставляемые традиционной, господствующей в обществе в качестве более перспективной, спасительной альтернативы. Носители альтернативной культуры отказываются от вступления в любые институализированные отношения, «выходят» из общества, объединяясь в небольшие общины и трудовые коллективы. Например, «хиппи», «новые левые» на Западе.

Ассимиляция – процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.

Денотат (отмечать, обозначать) – объект, имеющий в языке знаковое выражение.

Идентификация - уподобление себя другому, взгляд на вещи с его точки зрения.

Инкультурация – процесс приобщения индивида (или группы) к культуре, усвоение существующих привычек, норм и паттернов поведения (устойчивых образцов, моделей поведения), свойственных данной культуре.

Код культуры – совокупность знаков, символов, смыслов и их комбинация, которые заключены в любом предмете культурной деятельности человека.

Когнитивный – относящийся к познанию, познаваемый, изучающий процессы познания. Существуют когнитивная психология, когнитивная философия, когнитивная антропология, когнитивная культурантропология.

Культура этническая – совокупность культурных элементов и структур, обладающих ярко выраженными отличительными чертами

Культурный релятивизм – научное направление, признающее относительный характер всех культурных ценностей и отдельных культур, основывающееся на убеждении, что каждая культура обладает уникальным набором ценностей и потому заслуживает изучения и сохранения.

Лингвокультурология – научное направление, занимающееся исследованием языка и культуры в их синхронном взаимодействии.

Мем – культурно наследуемая единица информации, аналогичная гену. Мемы – это аналоги биологического генотипа. Мемы – это идеи, которые мутируют и наследуются подобно генам, а распространяются подобно вирусам.

Меметика – наука, изучающая мемы и их распространение в человеческом сообществе. Меметика до сих пор не развилась в точную науку, ей не хватает формализации, определенных результатов, а также проверяемых опытным путем гипотез.

Нормы культурные – общие представления, регулирующие поведение людей; они исторически вырабатываются данной культурой, имеют устойчивый характер (правила, образцы поведения, критерии и т.п.).

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, коллективных представлений и верований и т.п.

Ценностные ориентации – совокупность убеждений и представлений личности об окружающем мире, позволяющих ей ран жировать все предметы и явления по их значимости для жизни.

Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая биосоциальная общность людей, обладающая общими чертами культуры, психологии, языка, осознанием своей общности и самоназванием.

Этноцентризм – свойство сознания человека воспринимать и оценивать окружающий мир с точки зрения превосходства традиций и ценностей собственной этнической группы над другими.

Основные понятия к теме 3

Архетип – прообраз, первичная форма, образец. В широкий оборот термин ввёл К.Г. Юнг, для которого архетип – врождённые психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Архетип соотносится с коллективным бессознательным. Согласно Юнгу он выступает основой творчески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художественного воображения. Архетип является основой общечеловеческой символики.

Бессознательное Оно и Сверх Я – согласно концепции З. Фрейда, два противостоящих начала человеческой психики, отражающие соответственно интстинктивно-природное и социокультурное начала в подсознании индивида.

Диффузионизм – направление в культурологии, антропологии, этнографии и других науках полагающее основой общественного культурного развития процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие. Средствами распространения чужой культуры являются: завоевания, торговля, колонизация и миграция, добровольное подражание, потеря родного языка, а также внутрисистемные факторы развития.

Евразийство – направление русской социально-философской и культурологической мысли 1920-30-х годов, возникшее в среде эмигрантской научной интеллигенции. Пафос теоретической деятельности представителей евразийства заключался в выявлении своеобразия «культурной личности» России. Отрицали европоцентризм.

Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими.

Игровая концепция происхождения культуры – концепция, рассматривающая возникновение человеческой культуры как результат реализации врожденной склонности человека к игре. (Й. Хейзинга, С. Лем и др.)

Классическая модель культуры – модель культуры, сформированная европейской философской мыслью в эпоху Просвещения. Рассматривает культуру как результат исторического развития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных и гуманных общественных отношений.

Креационизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; представления о сотворенности мира.

Культурные сверхсистемы – по концепции П. Сорокина, органично сменяющие друг друга основополагающие фазы развития культуры, вбирающие в себя разнообразные культурные подсистемы и разнящиеся в зависимости от верховных ценностей (идеациональная, идеальная и чувственная сверхсистемы).

Ментальность (менталитет) – глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания; формируется под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических и поведенческих установок индивида или социальных групп.

Осевое время – согласно концепции К. Ясперса, один из четырех и наиболее важный этап в культурно-историческом развитии; время, когда человек начинает осмысливать бытие в целом и свое место в нем.

Семиотика, или Семиология – общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем, как способов коммуникации между людьми посредством знаков или языка.

Символическая концепция происхождения культуры – культурологическая теория, рассматривающая человеческую культуру как синтез разнообразных символов (язык, письменность, искусство, наука и т.д.)

Структурная антропология – научное направление, связанное с изучением культуры первобытных племён. Основной метод исследования – выявление повторяющейся, неизменной совокупности отношений и связей в культуре (структуры). Структурный анализ знаковых систем, например мифология, позволяет обнаружить скрытые закономерности, которым подчиняется человек в своей деятельности.

Теория пассионарности – идейная основа культурологической концепции Л. Гумилева, на основании которой культура развивается импульсивно, состоит из «концов и начал», в зависимости от пассионарного напряжения этноса – носителя культуры.

Теория этногенеза – концепция, объединяющая всемирную историю и культуру с различными влияниями космических сил. История народов (этносов) зависит от географического пространства и обусловлена генетическими мутациями, приводящими к появлению «пассионариев» - людей с повышенной энергией и тягой к действию.

Циклическая концепция существования культуры – культурфилософская концепция, рассматривающая существование культуры как смену независимых друг от друга циклов, цивилизаций.

Эволюционизм – совокупность теорий общественного и культурного развития 19 – первой половины ХХ века, которые исходили из понятия «эволюция», то есть из представления о постепенном, закономерном и прогрессивном развитии общества и культуры.

Основные понятия к теме 4

Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации.

Ассимиляция – процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.

Динамика социокультурная – изменения или модификация черт культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних и внутренних сил.

Диахронный подход к культуре – аналитический подход, направленный на изучение и сравнение различных явлений и процессов культуры, а также их черт во времени; противоположен синхронному подходу, который сводится к сравнению одновременно существующих явлений и объектов культуры.

Коммуникация межкультурная – процесс общения и взаимодействия, осуществляемый между представителями различных культур или культурных сообществ.

Культурогенез – процесс зарождения культуры.

Культурная компетенция – совокупность знаний и навыков, обеспечивающих понимании е ценностных установок, психологических особенностей и социокультурной идентичности, свойственных данной культуре.

Культурный шок – состояние физического и эмоционального дискомфорта, возникающее в процессе столкновения индивида с иной культурной реальностью; реакция личности на конфликт между привычными для него ценностями, нормами, языком и аналогичными явлениями, характерными для новой среды, в которой он оказался.

Ноосфера – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. В.И. Вернадский разработал учение о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами.

Толерантность – терпимое отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам и идеям.

Основные понятия к теме 5

Анимизм – вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им дееспособности и сверхъестественного могущества.

Вера – особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляют собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов. Вера выступает важным фактором интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.

Генезис – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

Культ – совокупность действий, обрядов, ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное. Возникает в традиционной культуре, его корни уходят в язычество (магия, фетишизм, тотемизм и т.п.). Центр отправления – культа – храм, молитвенный дом с различными культовыми предметами (иконы, фрески, распятия и др.). В православной концепции культуры (в частности П.А. Флоренского), религия составляет сущность культуры; её ядро выступает единственным творцом, хранителем и интерпретатором духовных ценностей, данных человечеству свыше, как отражение «божественной красоты».

Культурная картина мира – это совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов.

Магия – действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путём на явления природы, животных, человека. Первобытные магические обряды тесно связаны с материальной практикой, поэтому естественна классификация видов магии в соответствии со сторонами этой практики (лечебная, промысловая, аграрная, вредоносная, любовная и пр.). Магия выступала способом предугадывания будущего, снятия его неопределённости.

Миф – форма общественного сознания, характерная для архаических культур и отражающая в виде образного повествования представления о природе, обществе и личности. Особенность мифологического мышления – очеловечивание природной среды. Природа и общество в мифе не отделены друг от друга, все предметы окружающего мира наделяются человеческими мыслями, чувствами, желаниями. Для родового общества миф – способ не только объяснения, но и практического освоения мира. В мифах «кодировались» основные нормы и правила человеческой деятельности.

Обычай – исторически сложившаяся социальная норма, определяющая поведение людей в той или иной сфере их жизнедеятельности.

Синкретизм – качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего-либо, в частности деятельности и сознания.

Табу – в первобытной культуре система запретов (на употребление какой-либо пищи, слова, контакты с определенными людьми и т.д.), крушение которых будто бы неминуемо влечёт кару со стороны сверхъестественных сил. В родовой общине табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека.

Тотемизм – ранняя форма религии; представление о сверхъестественной кровной связи родовой группы с каким-либо животным или растением. Тотемные представления способствовали осознанию единства родового коллектива его членами.

Основные понятия к теме 6

Зооморфизм – наделение чертами животных образов реальных или воображаемых объектов. Зооморфными чертами наделялись образы духов, а затем богов. Так, например, бог Гор изображался в виде сокола, богиня Сохмет – с головой львицы и т.п.

Ка – согласно верованиям древних египтян духовный двойник человека, жизненная сила, которая дается ему при рождении и покидает его после смерти, продолжая заботиться о покойном.

Канон – система правил и норм в искусстве, являющаяся господствующей. Каноничность присуща общественному сознанию древности. В Древнем Египте канон был тесно связан с религиозными представлениями и выступал носителем основных идей культуры.

Клинопись – древнейший из известных вид письменности, разновидность идеографического письма, создан древними шумерами.

Культ – один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых обрядах, действиях священнослужителей и верующих. Содержание, значение и смысл культу придают соответствующие религиозные верования, мифы. Средства и способы культовой практики имеют символическое значение. В древнеегипетской культуре особое значение имели погребальный культ и земледельческий культ Осириса.

Политеизм – многобожие, поклонение нескольким богам в противоположность монотеизму (единобожию).

Сакральное – священное, святое; совокупность вещей, лиц, действий, текстов, языковых формул и т.п., входящих в систему религиозного культа. Сакральное противопоставляется мирскому, не относящемуся к сфере религии.

Теократия – форма управления государством, осуществляемая духовенством, церковью (например, в Древнем Египте, в европейских странах католической ориентации в средние века).

Фетишизм – религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым предписываются сверхъестественные свойства. В мировых религиях фетишизм сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «черного камня» (ислам).

Основные понятия к теме 7

Ахинса – один из важнейших принципов индийской философии и религии. Следование этому принципу означает запрещение нанесения вреда всему живому, существующему на Земле. Отражает идею родственности всего живого, неотделимости человека от окружающей природы.

Будда – в переводе на русский язык означает «просветленный», «пробужденный», – центральный персонаж буддизма.

Буддизм – религиозно-философское учение, возникшее в древней Индии (VI-V вв. до н.э.), ставшее одной из трех мировых религий наряду с христианством и исламом. Основу буддизма составляют «четыре благородных истины» Будды о страдании.

Дхарма – образец, которому надо следовать; вечный закон развития природы и общества, моральный по своему содержанию. В буддизме дхарма – вечные и неизменные элементы, из которых складывается все существующее.

Карма – сумма добрых и злых деяний, совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер нового рождения, т.е. дальнейшего существования. В узком смысле – это влияние уже свершившихся действий на характер настоящего и последующего существования. Карма выступает как невидимая сила, определяет благополучие или неблагополучие человека, указывает выход из бесконечного круга перерождений.

Мандала – в широком смысле – это все окружающее пространство, вмещающее в себя землю и галактику, человека и атом. С санскрита слово «мандала» переводится как «круг», «центр». В восточной культуре Мандала представляет собой круг как символ Вселенной, космоса в его бесконечности и вписанный в него квадрат как символ земли, мира, творимого человеком.

Нирвана – состояние отрешённости, приобщение индивидуального духа к Абсолюту. Достигается при жизни благодаря отказу от земных стремлений, в результате прекращается процесс перерождений.

Сансара – идея бесконечного перерождения. Предполагает родственность всего живого и переход между его формами (перерождение возможно не только в образе человека, но и богов, и животных).

Ступа – в индийской архитектуре буддийское символическое и мемориальное сооружение, хранилище реликвий. Полусферическая форма ступы, символ Неба и бесконечности, в буддизме означает нирвану Будды и самого Будду.

Тримурти – триединство основных богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шивы. Брахма – Творец мира, Вишну – Бог-охранитель, Шива – Бог-разрушитель.

Эзотерический (внутренний) – тайный, скрытый, предназначенный для посвященных, в религиозном, мистическом смысле означает духовное развитие, путь становления сознания; относится к религиозным образам, мистическим учениям, магическим знакам; противоположность экзотерического.

Основные понятия к теме 8

Дао – в даосизме Путь Вселенной, вечной изменчивости мира. Мир подчинён естественной необходимости самой природы, равновесие которой возможно благодаря взаимодействию двух противоположных немал – ян и инь.

Идея недеяния – идея невмешательства в естественный ход вещей в даосизме. Человек должен следовать природе, нельзя нарушать естественные законы Вселенной, так как это ведёт к нарушению гармонии, наступлению хаоса и гибели. Эти представления способствовали формированию созерцательного отношения к миру.

Каллиграфия – искусство красивого и чёткого письма. В китайской культуре рассматривается как средство самовыражения личности, как способ постижения и выявления сущности мира.

Легизм – философско-политическая доктрина, в основу которой положена идея Закона, сила и авторитет которого должны держаться на системе круговой поруки, доносительстве и жестоких наказаниях.

Ритуал (ли-этикет) – канонизированные определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого им места в обществе. В понимании Конфуция, ли – руководящий принцип, призванный устанавливать гармоничные отношения между людьми. Человек должен сдерживать себя с помощью ли, это предотвратит совершение неправильных поступков.

Сатори – в дзэн-буддизме неожиданное просветление, заключающееся во внезапном обнаружении мудрости Будды в индивидуальном сознании человека. Миг постижения истины и достижения совершенства.

Основные понятия к теме 9

Агон – состязание, соревнование. Отличительная черта греческой культуры – стремление к любым состязаниям почти во всех сферах общественной жизни.

Античность – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении – культурно-историческая эпоха, история и культура Древней Греции и Древнего Рима.

Дионисийское и апполонийское начала в художественной культуре – в соответствии с культурфилософией Ф. Ницше – две первичные стадии существования художественной культуры, постоянно противоборствующие и взаимодействующие.

Золотое сечение («правило золотого деления») – геометрическое, математическое отношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. Формулируя правило золотого сечения в качестве непреложного закона архитектуры, скульптуры и живописи, многие теоретики и художники эпохи Возрождения пытались найти идеальную (абсолютную) геометрическую основу искусства.

Калокагатия – характерная для греческой античности идея о существовании в единстве как совершенного телесного сложения, так и благородного духовного склада человека. Наряду с красотой и силой калокагатия заключает в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Как идеал физического и нравственного совершенства калокагатия получила отражение в искусстве (скульптура, поэзия и литература), а также в принципах организации древнегреческой системы образования.

Катарсис – согласно воззрениям греков очищение души средствами искусства. Искусство освобождает душу человека от вредных страстей (гнев, вожделение, ревность и т.п.), восстанавливает разрушенную гармонию духовного мира человека. Под влиянием музыки, трагедийного действия человек испытывает сильное эмоциональное напряжение, пережив которое, испытывает чувство облегчения и очищения.

Космос – в античной культуре мир, понимаемый как организованное и упорядоченное целое. Косное – порядок вещей, высшее благо и совершенство; гармония космоса – это красота. Человек живет в соответствии с мерой и красотой, присутствующими в космосе.

Космополитизм – идеология т.н. мирового гражданства. В философии стоицизма (III в. до н.э. – II в. н. э.) все люди являются гражданами единого мирового государства – Космополиса. В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций – от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.

Линейно-слоговое письмо – одна из ранних форм письменности, использовавшаяся на Крите и в Микенах.

Мимесис – принцип творческой деятельности художника в античной культуре, основанный на идее подражания (природе, животным, «гармонии небесных сфер» и т.п.). Цель мимесиса в искусстве – получение чувства удовольствия от воспроизведения, созерцания и познания предмета.

Пайдейя – в древнегреческой культуре понятие, обозначающее как непосредственно воспитание, обучение, так и, в более широком смыс­ле, образование. Греческое воспитание (пайдейя) являлось способом формирования не профессионала в определенной области, а самостоятельной личности, готовой к осуществлению гражданских обязанностей.

Полис – «город-государство», особая политическая структура, типичная для Древней Греции. Характерными признаками полиса являлись право земельной собственности и наличие гражданских прав у его жителей. Полисная организация способствовала формированию особой системы ценностей, которыми руководствовались все сограждане (сочетание индивидуального и коллективного интересов, идея верховной власти народа, уважение к полисным традициям и богам и т.п.).

Стоицизм – направление в древнегреческой этике, основанное Зеноном из Китиона около 300 г. до н.э.; устойчивая теоретическая и нормативная традиция; нравственный принцип. Согласно стоицизму, задача мудреца – освободиться от страстей и влечений. Высшая норма поведения – бесстрастие, апатия, повиновение разуму.

Основные понятия к теме 10

Аскетизм – религиозный принцип, характеризующийся подавлением чувственных влечений, отказом от благ в целях достижения нравственного совершенства и для общения с Богом. Аскетический идеал средневековой культуры – возвышение духовного через принижение телесного, материального.

Библия – священная книга в христианстве, древний памятник письменности, создававшийся на протяжении огромного исторического периода – с XII в. до н.э. по II в. н. э. Библия состоит из двух частей – Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (39 книг) признается как священное писание иудеями (Тора) и христианами, Новый Завет (27 книг) – только христианами. Согласно церковной догматике, Библия считается «боговдохновенным словом». На библейские сюжеты написано огромное количество художественных произведений.

Иконоборчество – движение против культа икон в Византии (VIII – первая половина IX вв.), объявившее иконы идолами, а культ икон – идолопоклонством.

Исихазм – религиозное течение, возникшее в Византии. Аскетическое учение о пути человека к единению с Богом через «очищение сердца» слезами и сосредоточение сознания в себе самом; для этого была разработана система приемов психофизического контроля. Практиковалась также безмолвная («умная») молитва.

Патристика – совокупность учений христианских писателей II – VIII веков. Представители патристики (Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин) занимались систематизацией христианского вероучения, утверждением основных его догматов в борьбе с античным политеизмом и раннехристианскими ересями.

Православие – одно из трех главных направлений в христианстве. Будучи первоначально государственной религией Византийской империи, позже получило распространение на Ближнем Востоке, на Балканах, в России. Особенности православия заключаются в признании исхождения святого духа только от Бога-отца, непогрешимости церкви в целом (а не главы её, как в католицизме), отрицании чистилища и т.д. Существует также отличия в обрядности и отправлении культа. В православии отсутствует единый духовный центр, единый глава церкви.

Спиритуализм – мировоззрение, рассматривающее в качестве основы действительности дух. Духовность рассматривается как абсолютное начало. Видимый материальный мир – лишь оболочка духа, способ проявления Бога. Вещественное, телесное не обладает истинной ценностью и значимостью.

Основные понятия к теме 11

Арабеска – орнамент, основанный на бесконечном повторении геометрических и стилизованных растительных мотивов; сложный узор, созданный на основе точного математическою расчёта. Рисунок арабески согласуется с представлениями мусульманских богословов о «неопределённо продолжающейся ткани Вселенной». Орнамент и каллиграфия являются основными видами художественного творчества мусульман.

Ислам (мусульманство) – одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII веке в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», пророком. Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо. Не признает разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделенность духовной и светской власти, религии, политики и государства.

Кааба – мусульманский храм в Мекке, одна из главных святынь ислама.

Коран – главная священная книга ислама, содержащая запись пророческих откровений, произнесенных пророком Мухаммедом между 610 и 632 годами. Коран – универсальная энциклопедия мусульман, включает в себя сведения по мифологии, свод правил поведения в семье и общине, основы законодательства, философии и эстетики. Дополняет Коран и почитается наряду с ним Сунна – зафиксированные в виде рассказов (хадисов) поступки и высказывания Мухаммеда.

Пять «столпов веры» – основные обязанности мусульманина. Каждый мусульманин обязан признавать единственность Аллаха и пророческую миссию Мухаммеда; исполнять пять раз в день обряд молитвы; добровольно отдавать часть своих доходов в пользу бедных; соблюдать пост в священный месяц мусульманского календаря – рамадан; хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку, к главной святыне ислама – Каабе.

Умма – вселенская мусульманская община, объединение всех правоверных, т.е. исповедующих ислам. Идея уммы выполняет ярко выраженную интегрирующую функцию в исламской культуре.

Шариат – свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуалов, призванных охватить всю жизнь последователя ислама от рождения до смерти. Основывается на Коране и Сунне.

Основные понятия к теме 12

Аскетизм – ограничение и подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночество. Цель аскетизма – достижение свободы от потребностей, сосредоточенность духа.

Готика – стиль в западноевропейском искусстве XII – XV веков, завершивший его развитие в средневековый период. Архитектура готики привела к развитию сложной каркасной конструкции, что позволило создавать устремленные ввысь соборы с обширными интерьерами, огромными прорезными окнами. Произведения готического искусства (витражи, гобелены, миниатюры) воплотили вкусы феодальной верхушки общества, соприкоснувшейся в эпоху крестовых походов с изощрённостью искусства Востока.

Карнавал – праздничное зрелище, массовое народное гулянье, при котором нарушаются (чаще всего переворачиваются, заменяются на противоположные) правила и нормы обычного повеления. Свобода и раскованность карнавального поведения способствуют временному освобождению от жестких норм повседневной жизни. Карнавал – характерный элемент «смеховой», или «неофициальной», культуры эпохи средневековья и Возрождения.

Корпорация – группа лиц, объединяемая общностью профессиональных или сословных интересов. В средние века личность человека была неразрывно связана с коллективом, группой, частью которой она являлась (рыцарский орден, гильдия купцов, ремесленный цех), и несла на себе отпечаток моральных и социально-политических установок корпорации.

Монашество – социально-религиозная группа, члены которой берут на себя обязательства «ухода от мира», как правило, отказ от имущества, воздержание, разрыв родственных и социальных отношений, безбрачие.

Монотеизм – тип религии, основанный на вере в Единого Бога.

Романский стиль – стиль в западноевропейском искусстве Х – XII веков. Полнее всего выражен в архитектуре и скульптурном декоре крупных соборов. Он характеризуется мощностью и функциональностью конструкций, а также яркой эмоциональной выразительностью скульптурных композиций. Основная идея таких композиций – пугающее могущество Бога, вершащего Страшный суд.

Рыцарство – привилегированный социальный слой, в широком смысле все феодалы-воины, находящиеся в отношениях вассалитета со своими сеньорами.

Семь свободных искусств – семь обязательных дисциплин, изучающихся в средневековых учебных заведениях.

Символизм – характерная черта средневековой культуры, когда реальные объекты рассматриваются как имеющие скрытый смысл, наводящий на ассоциации. С этой точки зрения, видимый мир – лишь символическое выражение замысла Творца, Бога. Стремление постичь замысел Бога влечет за собой многочисленные истолкования смыслов предметов и явлений. Например, яблоко символизирует грех, зажженная свеча – божественное присутствие, обезьяна - еретические заблуждения.

Теоцентризм – концепция, согласно которой Бог выступает источником всякого бытия и блага. Уподобление Богу при этом рассматривается как высшая цель и главный смысл человеческой жизни, а почитание Бога и служение ему – как основа нравственности.

Храм, или Церковь (Божий дом) – здание для отправления христианских религиозных культов, имеющее помещение для молящихся и алтарь.

Христианство – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени ее основателя Христа («помазанник», «мессия»). Возникло в начале I века в Палестине, в IV веке стало господствующей религией Римской Империи. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человечества; вера во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем; в Страшный суд, в небесное воздаяние и установление Царства Божьего.

Основные понятия к теме 13

Автокефалия – независимость, самоуправление православных церквей. Русская православная церковь получила автокефалию в 1589 г.

Двоеверие – сочетание в сознании христианских представлений и элементов прежних языческих верований. Особенно ярко проявлялось в слиянии солярных языческих и христианских праздников.

Доктрина «Москва – третий Рим» – концепция, легшая в основу государственного самосознания. Вызревала по мере укрепления Руси и ослабления Византии. Основные принципы – ответственность России за весь православный мир, борьбе за чистоту веры, укрепление духовной и светской властей, их тесное сотрудничество при разделении функций. Доктрина была реакцией на вселенские притязания католической церкви, а также средством политического утверждения Московского царства. Зримым воплощением концепции стал ансамбль Московского Кремля.

Иконостас – стена с установленными вертикально иконами, отделяющая алтарь от остальной части русского православного храма. Иконостас воплощал в себе основные идеи христианского мировидения, был символическим выражением свода богословских знаний. Понимание мировой истории представало в образах праотеческого, пророческого, деисусного и других чинов.

Иосифлянство – церковно-политическое течение в Русском государстве конца XV – середины XVI веков, возглавлявшееся Иосифом Волоцким. Иосифляне защищали церковно-монастырское землевладение, создали учение о божественном происхождении царской власти, освящаемой и поддерживаемой церковью.

Нестяжательство – религиозно-политическое течение в России конца XV – начала XVI веков, приверженцы которого выступили с требованием отказа церкви от «стяжания» (т.е. от приобретения земельных и имущественных ценностей) как противоречащего евангельским идеалам и наносящего ущерб авторитету церкви. Личный труд рассматривали как источник существования.

Обмирщение – процесс освобождения культуры, общества, индивидуального сознания от влияния религии. То же, что и секуляризация.

Языческая модель мироздания – совокупность представлений о мире и человеке, характерная для славянской культуры. Основные установки таковы: нерасторжимость с природными циклами, поклонение стихиям, культ тотемов и почитание предков, тройная вертикальная структура мира (небо, земля, преисподняя), четверичное горизонтальное членение (север, запад, восток, юг), двойные оппозиции (верх – низ, день – ночь, мужское – женское).

Основные понятия к теме 14

Антропоцентризм – взгляд на человека как на центр и высшую цель мироздания. Характерный для европейского сознания в целом, этот принцип стал главным для ренессансной культуры. Творческим началом мира в эпоху Возрождения признавался не Бог, а человек. На этой основе формировался идеал культуры – человек как гармоничное единство телесного и духовного начал; индивидуальность личности признавалась ценностью.

Гелиоцентрическая картина мира – картина мира, согласно которой Солнце находится а центре мироздания. Обоснована Н. Коперником; в его теории Земля и Солнце перестали быть религиозными понятиями и приобрели физический смысл.

Пантеизм – философское учение, рассматривающее Бога и природу как совпадающие друг с другом, составляющие единое целое. В эпоху Возрождения такой подход к объяснению мира способствовал пробуждению интереса к реальному природному миру, развитию опытного знания.

Протестантская этика – основанные на протестантском вероучении принципы нравственности. Являлись исторически первыми формами буржуазного сознания. В протестантизме признаками богоизбранности являются сила веры, продуктивность труда и деловой успех. В соответствии с этим богоугодными объявлялись такие качества человека, как деловая сметка, дисциплина труда, бережливость и др. Осуждались леность, праздность, неграмотность.

Реформация – социально-политическое движение XVI века в Европе против католической церкви, отразившее кризис феодального общества. Реформация породила новое направление христианства – протестантизм. Разделяя основные догматы христианства, протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Библии.

Ринашименто (Ренессанс, Возрождение) – период в истории европейской культуры, связанный с утверждением гуманистической философии и попытками воссоздания идеалов античности.

Универсализм личности – разносторонность развития человека, открытость его для творчества в самых разных областях деятельности. Характерное для Возрождения представление о безграничных возможностях человека способствовало выявлению огромного творческого потенциала личности, раскрытию многих ее дарований. Наиболее ярко универсализм личности проявился в жизнедеятельности титанов Ренессанса.

Основные понятия к теме 15

Барокко – стиль в западноевропейском искусстве XVII – XVIII веков, характеризующийся динамизмом композиций, эмоциональной выразительностью, стремлением к совмещению иллюзии и реальности, драматизмом мироощущения, контрастностью цветовых и звуковых решений.

Веротерпимость – признание права на исповедание любой религии, терпимое, уважительное отношение к представителям всех верований, а также равенстве в гражданских правах последователей различных конфессий. Для европейцев, переживших эпоху Реформации и связанных с ней религиозных войн, проблема веротерпимости имела большое не только теоретическое, но и практическое значение. Заслуга обоснования принципа веротерпимости принадлежит английскому философу Дж. Локку, который свободу совести рассматривал как один из признаков правового государства.

Деизм – философско-религиозное учение, по которому Бог есть первопричина мира, находящаяся вне его и не вмешивающаяся в развитие природы и общества. Не отвергая идею Бога, деисты стремились развести разум и веру, превратив науку в самостоятельную сферу духовной жизни.

Естественное право – в идеологии Просвещения совокупность неотъемлемых прав человека, продиктованных его естественной природой и вследствие этого не зависящих от конкретных социальных условий и государства. Это право на жизнь, на собственность, на свободу. Мыслители Просвещения широко использовали идею естественного права, «естественного состояния» (Дж. Локк) для критики феодальных порядков как противоречащих естественной справедливости. Концепция естественного права нашла отражение в «Декларации независимости» США, французской «Декларации прав человека и гражданина».

Инновация – явление и форма культуры, отсутствовавшие на предыдущей стадии её развития, но появившиеся впоследствии и нашедшие свое место в общей культурной практике. Большое количество инноваций в культуре свидетельствует о ее динамичном характере. Это находит своё проявление в постоянном наращивании технологического потенциала, изменении форм социальной организации, расширении сферы человеческой активности.

Импрессионизм – направление в художественной культуре конца XIX – начала XX века. Представители импрессионизма стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. В живописи импрессионисты выработали систему пленэра – воспроизведение изменений воздушной среды, естественного освещения и связанную с этим специфическую технику. Новаторскими были также сюжеты картин, принципы композиции, авторский субъективизм.

Классицизм – стиль в европейском искусстве XVII – XVIII веков. Для классицизма характерны рационализм, нормативность творчества, тяготение к гармоничной завершённости, ясности и благородной простоте. Основной принцип классицизма – верность природе, логически организованной и облагороженной разумом. Присущая миру красота –симметрия, пропорция, мера – должна воссоздаваться в искусстве в совершенном виде, по античным образцам.

Натурализм – идейно-художественное направление в европейской культуре последней трети XIX века, характеризующееся повышенным вниманием к среде обитания людей и настаивающее на предопределенности человеческих пороков влиянием среды.

«Общественный договор» – доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от незащищенного естественного состояния к гражданскому. Эта концепция активно утверждалась идеологами Просвещения, противостояла теории божественного происхождения монархической власти. В наиболее радикальной форме идея «общественного договора» разработана Ж.-Ж. Руссо, обосновавшим право народа расторгнуть договор с правителем, плохо управляющим страной, т.е. свергнуть власть монарха.

Рационализм – философское направление, признающее разуй основой познания мира, а также поведения людей. Начал складываться в Новое время в результате развития математики и естествознания. Для рационализма характерна вера в могущество разума и ничем не ограниченной рациональной деятельности человека. В философии Просвещения рационализм оказался неразрывно связанным с идеей общественного прогресса.

Рококо – художественный стиль, сформировавшийся во Франции во второй половине XVIII века, отражающий вкусы двора Людовика XV и аристократии, являющийся разновидностью позднего, вырождающегося барокко.

Романтизм – идейно-художественное направление в европейской культуре начала XIX века, связанное с абсолютизацией чувственного начала и интересом к неординарным проявлениям человеческого существа и жизни.

Реализм – идейно-художественное направление в культуре XIX века, связанное со стремление осмыслить действительность во всей ее полноте и разнообразии, отобрав при этом наиболее существенные и типические черты.

Символизм – идейно-художественное направление в европейском искусстве рубежа XIX – XX вв., использующее в качестве выразительных средств разнообразные символы: образы-символы, идеи-символы и т.д.

Основные понятия к теме 16

Виртуальная реальность – под ней обычно подразумевают компьютерную модель пространства, некий сконструированный мир, имеющий свои законы, свои правила игры, свой алгоритм существования. Она предполагает диалог с проникающим в нее субъектом – пользователем, приобретая статус фактического свойства реальности в ответ.Виртуальная реальность стала необходима для размышления, в первую очередь, над художественной практикой постмодернизма. Одна из причин в том, что художественный мир постмодернистских произведений – игровой и многовариантный, предполагающий путешествие по безбрежному морю культурного гипертекста.

Кич – имеет несколько версий. 1). От немецкого музыкального жаргона начала ХХ века – по смыслу «халтура»; 2). От немецкого «удешевлять»; 3). От английского «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления. Кич – специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним псевдоискусства.

Конструктивизм – художественное направление, сложившееся в 10-20 гг. ХХ века, проявившееся в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и отчасти в литературе.

Контркультура – понятие, используемое для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам той или иной культуры, а также – обозначающее явления молодежной культуры 60-80-х гг. ХХ века.

Концепция «дегуманизации искусства» – взгляд на сущность художественного творчества XX века, сформулированный испанским философом X. Ортегой-и-Гассетом. Согласно этой концепции характерным признаком искусства XX века является «вытеснение» в нем Человека как основного предмета изображения. Современное искусство теряет свое чисто человеческое содержание и как бы «дегуманизируется». Отсюда своеобразная «бесчеловечность» всех модернистских школ и направлений, от футуризма до абстракционизма. Однако, по мнению Ортеги-и-Гассета, это явление совершенно закономерно и является шагом вперед в развитии искусства. Модернистское искусство является не реалистическим отражением мира, а живописью идеи; к тому же модернизм в живописи нужно рассматривать как интересные новаторские поиски в области художественной формы. Несколько ранее идеи о «дегуманизации» искусства (но только в критическом аспекте) высказывал Н.А. Бердяев.

Культурный кризис – состояние культурных процессов, для которого характерно нарастание хаотических моментов и увеличение разрыва между прежними духовными ценностями, социальными институтами и формированием новых ценностей и институтов, более отвечающих требованиям времени. Культурный кризис XX века проявляется в несовпадении основных форм западной культуры и цивилизации с реалиями текущего столетия.

Массовая культура – культура, идущая на поводу у обывателя, отражающая стереотипы мышления толпы; явление, связанное с научно-технической революцией и усилением воздействия средств массовой информации на сознание людей.

Модерн (арт-нуво) – архитектурно-художественный стиль рубежа XIX-XX вв., использовавший наиболее интересные приемы предшествующих стилей для достижения впечатления изящества, гармоничности, нетрадиционности образов архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Модернизм – совокупность школ и течений в искусстве конца XIX – начала XX века, характеризующихся разрывом с традициями и нормами предшествующего искусства. Понятием «модернизм» объединяется целый ряд течений, которые отличаются по своим целям и выразительным средствам и оказываются нередко прямо противоположными друг другу. Однако, несмотря на пестроту и неоднородность модернистского искусства, можно сформулировать некоторые его общие признаки: намеренный отход от реализма, подчёркнутый субъективизм восприятия мира художником, отказ от сюжетности в искусстве, обращение к идеям бессознательного и др.

Общечеловеческие ценности – совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, имеющих приоритетное значение в жизни людей независимо от их возраста, социального положения, национальности, вероисповедания, образования и т.д. К числу таких ценностей обычно относят ценность человеческой жизни, право на свободу, почитание старших, любовь к детям, заботу о близких, патриотизм и т.п. Общечеловеческие ценности выступают фактором интеграции в современном мире.

«Открытое общество» - понятие, обозначающее определенный тип социокультурных систем, для которых считаются характерными свобода человеческой личности, гуманизм, демократия, возможность рационального осмысления и свободного обсуждения всех общественных проблем, их решение путем постепенных преобразований («социальной инженерии»). Открытому типу общества противопоставляется общество «закрытое», в котором личность подавлена коллективом, деспотическая власть жестко подавляет любые попытки свободомыслия, социальные реформы осуществляются с помощью насилия и терроризма. Данное понятие создано А.Бергсоном и К.Поппером, широко использовалось на Западе во второй половине ХХ века.

Постструктурализм – течение современной мысли, пришедшее в 1970-1980-х гг. на смену «классическому» структурализму. Постструктуралистские исследования отличает стремление к использованию нетрадиционных методов, понятий, разрушению привычных логических схем, «интеллектуальные провокации», ирония. К числу постструктуралистов относят (условно) Ж.Деррида, Ж.Делеза, Ф.Леотара и др.

Пролеткульт – культурно-просветительная и литературно-художественная самодеятельная организация, существовавшая в 20-е годы в СССР.

Симулякр («подобие, видимость, призрак») – одно из ключевых понятий постструктурализма, философии и культуры постмодерна конца ХХ века. Учение о симулякрах разработал французский философ Ж.Бодрийяр. Симулякр – образ отсутствующей действительности, «симуляция» реальности, которая, будучи ничем, старается выдать себя за нечто. Симулякры, изготовленные из чистой фантазии и хаотично соединенных фрагментов культуры прошлого, становятся материалом для создания форм массовой культуры и постмодернистского искусства. Преобладание симулякров в современной культуре, их господство может обернуться как развитием новых течений искусства, так и его полной деградацией.

Сюрреализм – направление авангарда, стремящееся к воссозданию в образах искусства сферы подсознания и сна.

Технические искусства – искусства, образовавшиеся во второй половине XIX – XX вв. В результате активного взаимодействия художественной мысли и научно-технического прогресса (фото- и киноискусство, телевидение и т.п.). Важнейшие черты технических искусств – взаимосвязь творческих и технологических процессов, синтетичность и массовость. Возможность многократного тиражирования произведений технического искусства делает их важнейшим каналом воздействия на массовое сознание.

Тоталитарная культура – комплекс элементов сознания, поведения, функционирования политических институтов, направленных на полный контроль над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности. Средствами тотального контроля выступают в основном: мощный репрессивный аппарат, одна массовая организация (политическая партия), единая в идеологическом отношении массовая пропаганда.

«Школа Анналов» (или «Новая историческая наука») – направление исследований в гуманитарных науках, прежде всего, в истории и истории культуры, возникшее во Франции в ХХ веке. Его название связано с выпуском журнала «Анналы», который основали М.Блок и Л.Февр в 1929 г. кроме них, крупнейшими представителями школы стали Ф.Бродель, Ж.Ле Гофф, Ж.Дюби, Э.Леруа Ладюри. К их идеям был близок Ф.Арьез. Для Школы Анналов характерно стремление усовершенствовать методы исторического познания (приближая их к методам точных наук), объединить достижения различных наук (истории, археологии, этнографии и др.), изучить глубинные структуры цивилизаций, описать исторические типы сознания и психологии.

Экспрессионизм – одно из самых сложных направлений авангарда, признающее единственной реальностью субъективный мир человеческих ощущений, а задачей искусства – его отражение.

Основные понятия к теме 17

Абстракционизм – направление в искусстве XX века. Творческий метод беспредметного искусства в живописи связан с отказом от изображения форм реальной действительности. Главное значение абстракционизм придает цвету и форме, с помощью которых делается попытка выразить как определенные идеи (например, движение космических сил), так и человеческие переживания. Возникновение беспредметного искусства связано с деятельностью русских художников-авангардистов В.В. Кандинского, создававшего символические цветовые композиции, К.С. Малевича, разрабатывавшего живопись чистых геометрических форм. Многие живописные находки абстракционизма активно используются сегодня в театре, кинематографе, дизайне, на телевидении.

Богоискательство – религиозно-философское течение, возникшее в начале XX века в России. Его представляли различные круги либеральной интеллигенции – литераторы, философы, церковные деятели (Д. Мережковский, С. Булгаков, В. Розанов, А. Белый, В. Иванов). Признавая кризис официальной православной церкви, богоискатели говорили о поисках Бога, соответствующего современности, о необходимости выработать новое религиозное сознание – неохристианство.

Декадентство – общее наименование кризисных явлений в духовной культуре конце ХIХ – начала XX века, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни. Декадентские настроения в среде творческой интеллигенции связаны с разочарованием в разумности устройства общества и целях общественного развития, особенно в России после поражения революции 1805 – 1907 годов. Характерные признаки декадентства – погружение в сферу индивидуальных переживаний, наслаждение от сознания ущербности мира, признание элитарности искусства (доступности его только избранным творческим личностям).

Евразийство – идейно-философское течение, рассматривающее русскую культуру как уникальный феномен, не относящийся ни к западному, ни к восточному типам культуры.

Западники – направление в общественной мысли России середины XIX века, связывающее культурно-историческое развитие России с безоговорочным усвоением и повторением западноевропейского опыта.

Нигилизм – отрицание идеалов, общепринятых моральных норм. Получает наибольшее распространение в кризисные эпохи развития общества. Как болезнь интеллигенции характеризовал нигилизм Ф.М. Достоевский. Обвинения в нигилизме русской интеллигенции, отрицающей абсолютные моральные ценности во имя классовых и групповых интересов, во имя борьбы с самодержавием, содержались в сборнике «Вехи» (1909).

Русские сезоны – сезоны русского искусства, проводившиеся а Париже и Лондоне под руководством русского театрального деятеля С.П. Дягилева. Благодаря «Русским сезонам» получают широкое международное признание многие явления отечественного искусства: живопись XVIII – XX веков, балет, опера, исполнительское мастерство русских артистов.

Славянофилы – направление в общественной и философской мысли России середины XIX века, ратовавшее за исконно славянский, неповторимый путь развития русской культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: