Переход от средневековой Московской Руси к Российской империи. Значение реформ Петра I. Включение России в общеевропейский процесс культурно-исторического развития. Секуляризация русской культуры в эпоху Петровских реформ и её последствия. Человек в русской культуре ХVIII в. и его ценностные ориентации. Раскол российской культуры: два склада жизни, «почва» и «цивилизация».
Российское Просвещение и его специфика. Общественная мысль: теории реформирования России второй половины 18 века. Распространение идей французских просветителей и их интерпретация в русской общественной мысли. Идеи просвещения, равенства, нравственного совершенствования. Система образования, издательское дело, развитие науки. Значение личности М.В.Ломоносова для развития российской национальной культуры.
Просветительский гуманизм в художественной культуре 18 столетия. Ведущие направления в искусстве: классицизм, сентиментализм.
Завершение формирования общенациональной культуры России как итог века Просвещения.
|
|
Тема 15. Культура России XIX- начала ХХ вв.
Развитие общественной мысли в первой четверти Х1Х века. Проблема русского пути в социально-философских и культурологических концепциях 30-40-х годов 19 века. Официальная концепция: православие, самодержавие, народность.
«Золотой век» русской культуры. Литературоцентризм. Значение литературы как важнейшей формы самовыражения нации, её влияние на общество.
Понимание искусства как общественного служения. Противоречивость социокультурной ситуации в условиях экономической и политической модернизации России. «Образ» обеих столиц: быт, нравы, обычаи Петербурга и Москвы. Народничество, формирование российской интеллигенции. «Культурный ренессанс» и религиозные искания конца Х1Х начала ХХ вв. «Серебряный век» русской культуры.