Тема 8. Просвещение как историко-культурный феномен

Просвещение как историко-культурная эпоха. Научная и мировоззренческая революция и ее влияние на европейскую культуру Нового времени. Основополагающие черты эпохи Просвещения: рационализм, индивидуализм, социальность, исторический оптимизм. Идея прогресса – важнейшая доминанта культуры Просвещения. Вера в неограниченные возможности человеческого разума. Общественно-политическая мысль эпохи Просвещения: идеи гражданского общества, свободы личности, равенства прав.

Выражение идей эпохи Просвещения в искусстве. Развитие литературы, театра, музыки, изобразительного искусства. Основные художественные направления: барокко, рококо, классицизм. Особенности эстетики просветительского реализма, сентиментализма, предромантизма.

Итоги «века Просвещения». Рационализация как судьба европейской цивилизации.

Тема 9. Культура Европы и США в Х1Х – начале ХХ вв.

Развитие духовной культуры в условиях промышленного переворота и социальных революций. Общеевропейские и национальные черты развития культуры первой половины 19 века. Романтизм как единое мироощущение европейцев, выражение их ценностей и идеалов. Наука и её роль в развитии духовной жизни западноевропейского общества. Культурная картина мира: изображение действительности в конкретно-исторических формах, человека – в контексте типических обстоятельств. Преобладание реформистских тенденций общественного развития во второй половине 19 века. Переход к реализму, натурализму в литературе и искусстве как отражение основных тенденций развития культуры. Кризисные явления в европейской духовной культуре на рубеже 19-20 вв. и дегуманизация социальных отношений. Два подхода к пониманию причин кризисов и противоречий: обоснование социальной обусловленности конфликтов и концепция психологической несовместимости людей, их иррациональности, природной агрессивности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: