Тема 3. Культура и человек

Человек как творец, носитель и потребитель культуры. Антропогенез и культурогенез. Человек как связующее звено между природой и культурой. Природность человека (Ч.Дарвин: человек - вершина эволюции, Б.Поршнев: "сверхживотное" или человек; З.Фрейд: человек - животное, испытавшее раскаяние; Э.Кассирер: человек - символическое животное; Ф.Ницше: человек как "еще незавершенное животное"). Проблема "внутреннего" и "внешнего" в процессе освоения ценностей культуры. Исторические модели культурного человека (человек мусический, человек универсальный, человек-специалист, человек - носитель планетарного мышления). Человек в поисках духовности: пророк, мученик, святой, тиран, творец, интеллигент. Аксиология и проблема выбора. Смысл жизни: следование судьбе или ее преодоление. Культура и культурность (культура умения, мышления и чувств). Мотивы поведения и культура повседневности. Культура и стиль жизни. Личность и индивидуальность. Свобода как мера человека и культуры. Проблема "сверхчеловека". Нравственный императив. Права человека.

Вопросы для самоконтроля

1. Уникален ли человек?

2. Можно ли считать человека «венцом природы»?

3. Укажите наиболее существенные отличия между человеком и животным.

4. Что такое «духовность»?

5. Объясните идею Н.А. Бердяева, что «человек - точка пересечения двух миров».

6. Эволюционирует ли человек?

7. Определите, в чем выражается человек как творец, носитель и потребитель культуры.

8. Всегда ли человек творит культуру?

9. Где заканчивается индивидуальное творчество и начинается культуротворчество?

10. Назовите общечеловеческие культурные ценности.

11. Можно ли жить в обществе и быть свободными от общества?

12. Что такое культурность?

13. Укажите основные исторические модели «культурного человека» и раскройте их приоритеты.

Основная литература: (1, 10).

Дополнительная литература: (5–6).

Раздел 2. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ КУЛЬ ТУРЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: