Основные понятия к теме 5

Анимизм – вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им дееспособности и сверхъестественного могущества.

Вера – особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляют собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов. Вера выступает важным фактором интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.

Генезис – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

Культ – совокупность действий, обрядов, ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное. Возникает в традиционной культуре, его корни уходят в язычество (магия, фетишизм, тотемизм и т.п.). Центр отправления – культа – храм, молитвенный дом с различными культовыми предметами (иконы, фрески, распятия и др.). В православной концепции культуры (в частности П.А. Флоренского), религия составляет сущность культуры; её ядро выступает единственным творцом, хранителем и интерпретатором духовных ценностей, данных человечеству свыше, как отражение «божественной красоты».

Культурная картина мира – это совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов.

Магия – действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путём на явления природы, животных, человека. Первобытные магические обряды тесно связаны с материальной практикой, поэтому естественна классификация видов магии в соответствии со сторонами этой практики (лечебная, промысловая, аграрная, вредоносная, любовная и пр.). Магия выступала способом предугадывания будущего, снятия его неопределённости.

Миф – форма общественного сознания, характерная для архаических культур и отражающая в виде образного повествования представления о природе, обществе и личности. Особенность мифологического мышления – очеловечивание природной среды. Природа и общество в мифе не отделены друг от друга, все предметы окружающего мира наделяются человеческими мыслями, чувствами, желаниями. Для родового общества миф – способ не только объяснения, но и практического освоения мира. В мифах «кодировались» основные нормы и правила человеческой деятельности.

Обычай – исторически сложившаяся социальная норма, определяющая поведение людей в той или иной сфере их жизнедеятельности.

Синкретизм – качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего-либо, в частности деятельности и сознания.

Табу – в первобытной культуре система запретов (на употребление какой-либо пищи, слова, контакты с определенными людьми и т.д.), крушение которых будто бы неминуемо влечёт кару со стороны сверхъестественных сил. В родовой общине табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека.

Тотемизм – ранняя форма религии; представление о сверхъестественной кровной связи родовой группы с каким-либо животным или растением. Тотемные представления способствовали осознанию единства родового коллектива его членами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: