Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»

Такое же распространение как «культура» имеет термин «цивилизация». Слово цивилизация(от лат. civilis — гражданский, государственный) нередко употребляется как синоним культуры.

Термин «цивилизация» появился в XVIII в. в тесной связи с понятием «культура», близок ему по значению и происходит от латинского слова «civis», что переводится как «город». То есть, «цивилизационный» в прямом смысле означает «городской». Некоторые исследователи поэтому

употребляют слово «культура» лишь по отношению к сельским сообществам, а слово «цивилизация» — по отношению к обществам, обладающими городской культурой. Культура и цивилизация иногда определяются друг через друга: цивилизация понимается как стадия культуры, или культура — как стадия цивилизации. В американской антропологии чаще употребляется термин «культура», а в английской научной традиции — «цивилизация», но различия между понятиями почти никогда не проводятся.

Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX в. русский культуролог Данилевский сформулировал концепцию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно которой не существовало всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции Шпенглера цивилизация-это определенная заключительная стадия развития любой культуры; ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы». По мнению О.Шпенглера, мертвая культура, неорганическое ее состояние, — и есть цивилизация. Цивилизация выступает в его концепции как окостеневшее, застывшее состояние социума, основанное на вещных и формальных отношениях.

При таком понимании цивилизация как эпоха упадка противопоставляется целостности и гармоничности культуры.

Английский историк культуры А.Тойнби в работе «Постижение истории», описывая смену различных культурных явлений, пользуется термином «цивилизация».

В традиции немецкой классической философии И.Гумбольдт, и Кант проводили различия между терминами «культура» и «цивилизация», понимая под цивилизацией степень развития личности и межчеловеческих отношений.

Русский философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948) считал, что «культура и цивилизация — не одно и то же... Культура благородного происхождения... В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь... В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки... Цивилизация не имеет такого благородного происхождения... Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человеках природой вне храмов и культа... Культура есть явление индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся... Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия»1.

В марксистской литературе термин цивилизация употребляется также для обозначения материальной культуры, а именно: —уровня, ступени общественного развития, материальной и духовной культуры (античные цивилизации) — ступени общественного развития, следующей за варварством (Л.Морган, Ф.Энгельс).

Таким образом, термин «культура» (как и «цивилизация») может употребляться в нескольких значениях. Во-первых, он может служить для обозначения какой-либо конкретной культурно-исторической общности, характеризуемой определенными пространственно-временными параметрами (первобытная культура, культура Древнего Египта, культура Возрождения, культура Средней Азии и т.п.). Во-вторых, термин культура используется для обозначения специфики жизненных форм отдельных народов (этнические культуры). В-третьих, под культурой может пониматься некоторое обобщение, модель, построенная по определенному принципу. Культурные модели создаются исследователями, как некие идеальные типы в целях более глубокого изучения культуры на основе обобщения исторического материала, выявления форм жизнедеятельности культуры и ее элементов. Они часто применяются при классификации культур. В таком смысле термин культура использовался Я.Бахофеном, Н.Я.Данилевским, О.Шпенглером, М.Вебером, А.Тойнби, П.Сорокиным и др. Культурные модели могут создаваться не только на уровне целого, но и на уровне элементов: политическая культура, правовая культура, художественная культура, профессиональная культура и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: