Содержание
| Тема 1История становления конфликтологии | |
| 1.1. История конфликтологии | |
| 1.2. Современные концепции в конфликтологии | |
| 1.3. Становление конфликтологии как науки в Украине | |
| Тема 2Понятийный аппарат конфликтологии. Характеристика конфликта, его предмет и объект. | |
| 2.1. Сущность и структура конфликта, его предмет, объект и методы исследования | |
| 2.2. Причины конфликтов | |
| 2.3. Динамика конфликта | |
| 2.4. Разрешение конфликтов | |
| 2.5. Типология конфликтов | |
| Тема 3Личностные особенности возникновения конфликтов. Поведение личности в конфликте | |
| 3.1. Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликтов | |
| 3.2 Понятие внутриличностного конфликта. Особенности протекания. | |
| 3.3. Типы конфликтных личностей | |
| 3.4. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии | |
| 3.5. Стратегии поведения в конфликте | |
| Тема 4Типы конфликтов в организации | |
| 4.1. Понятие конфликтов в организации и их классификация | |
| 4.2. Межличностные конфликты | |
| 4.3. Групповые конфликты | |
| 4.4. Инновационные конфликты | |
| 4.5. Управленческие конфликты | |
| Тема 5Методы анализа конфликтов. Прогнозирование и профилактика конфликтов | |
| 5.1. Методы изучения и оценки личности | |
| 5.2. Методы изучения и оценки социально–психологических явлений в группах | |
| 5.3. Методы диагностики конфликта | |
| 5.4. Метод картографии | |
| 5.5. Особенности прогнозирования и профилактики конфликтов | |
| 5.6. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов | |
| 5.7. Баланс взаимоотношения и профилактика конфликтов | |
| Тема 6Технология предупреждения конфликтов и оптимальные управленческие решения. | |
| 6.1. Изменение своего отношения к ситуации и поведения в ней | |
| 6.2. Как воздействовать на поведение оппонента | |
| 6.3. Психология конструктивной критики | |
| 6.4. Подготовка оптимального управленческого решения | |
| Тема 7 Формы, методы, стратегии и тактики выхода из конфликтов | |
| 7.1. Саморазрешение конфликтов как стратегия разрешения конфликта. | |
| 7.2. Формы и методы разрешения конфликтов между подчиненными. | |
| Тема 8Коммуникативные технологии управления конфликтами в организации | |
| 9.1. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте | |
| 9.2. Технологии критики в конфликте | |
| 9.3. Медиация как коммуникативный процесс | |
| 9.4. Технологии переговорного процесса |
Тема 1 История становления конфликтологии
История конфликтологии
Современные концепции в конфликтологии
Становление конфликтологии как науки в Украине
Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившейся на стыке многих наук и прежде всего – социологии и психологии.
Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 50–х годов XX века и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связывается с работами Р. Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957), а также А. Козера (США) – «Функции социальных конфликтов» (1956).
В этот же период аналогичная ситуация наблюдается и в психологии. Благодаря исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотт и др. психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление.
Исследования в области социологии конфликта и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтелогической практики. Становление конфликтологической практики происходит в 70–е годы XX столетия. В этот период Горовиц и Бордман создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Ч. Освуд разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов.
В становлении конфликтологической практики особое место заняли переговорные методики разрешения конфликта (Д. Скотт; Ш. и Г. Боуэр; Г. Келман и др.). Разработка технологий переговоров с участием посредника–медиатора (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин и др.) привела к созданию в США в 70–80–х годах учебных заведений по подготовке специалистов–медиаторов. В этот период времени всемирную известность приобрел Гарвардский метод «принципиальных переговоров» Р. Фишера и У. Юри.
В 80–е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов.






