насильственные и ненасильственные,
более интенсивные и менее интенсивные,
открытые и закрытые (латентные).
В зависимости от времени протекания – затяжные и быстротечные.
В зависимости от масштабов распространения – локальные и широкомасштабные.
С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации выделяют виды конфликтов:
1. Ложный конфликт – субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин нет.
2. Потенциальный конфликт – существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную.
3. Истинный конфликт – реальное столкновение между сторонами.
В свою очередь, истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:
· конструктивный – возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий;
· случайный – возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;
· смещенный – возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Например, студент, недовольный низкой оценкой своих знаний, ищет любой повод, чтобы вступить в конфронтацию с экзаменующим преподавателем;
|
|
· неверно приписанный конфликт – это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта, находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношение. Например, человека обвиняют в преступлении, которое он не совершал.
Если за основание классификации берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делят на рациональные и эмоциональные.
В зависимости от целей конфликта и его последствий, конфликты подразделяют на позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные
.
Основные стадии развития конфликта
Обычно в социальном конфликте выделяются четыре стадии развития:
1. Предконфликтная стадия.
2. Собственно конфликт.
3. Разрешение конфликта.
4. Послеконфликтная стадия.
Рассмотрим каждую из стадий подробнее.