Коммуникативные качества речи | Функциональные стили | |||
Обиходно- разговорный | Официально-деловой | Научный | Публицис- тический | |
Правильность | Ч | Да | Да | Да |
Точность | Ч | Да | Да | Ч |
Логичность | Ч | Да | Да | Ч |
Чистота | Ч | Да | Да | Ч |
Лаконизм | Ч | Да | Ч | Ч |
Выразительность | Да | Нет | Ч | Да |
Богатство | Нет | Нет | Ч | Да |
Примечание: Да означает, чтокоммуникативноекачество присуще данному стилю;
Нет – чтоононе присуще данному стилю;
Ч – чтооно проявляется непоследовательно, в зависимости от жанра.
Сущностные характеристики самих коммуникативных качеств в обобщенном виде представлены в табл. 6.11. Следует оговориться, что хотя в правой колонке приведены примеры нарушения какого-то одного коммуникативного качества, однако в той или иной коммуникативной ситуации, в конкретном случае, как правило, нарушаются разные качества. В этой таблице представлены и наиболее типичные ошибки.
Далее, в табл. 6.12, охарактеризована сущность каждого из коммуникативных качеств речи и названы языковые явления, обеспечивающие или нарушающие эти качества.
Таблица 6.11