Культура речи и риторика. «Вечные идеи» античных риторов

Предпосылкой КР была риторика. Неориторика ничего нового после античных риторов не предложила.

В истории европейской риторики выделяют следующие этапы:

1) Древнегреческая риторика (софисты, Платон, Аристотель);

2) Древнеримская (Цицерон, Квинтилиан);

3) Средневековая европейская риторика;

4) Новые европейские риторики XVI-XIX вв.;

5) Неориторики (ХХ в.).

Риторика — одна из древнейших гуманитарных наук, филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия или ораторского искусства, а также способы построения выразительной речи в рамках жанров письменной и устной речи.

Риторика создала первую в истории гуманитарной мысли теорию речевой деятельности.

Античная риторика — V-I века до н.э. В это время риторика значилась одним из семи свободных искусств, которые составляли цикл гуманитарного знания.

Во времена греческой античности одной из ведущих была формула: «Риторика — это искусство убеждать» (Платон, Аристотель и т.п.).

В теории римского красноречия стала популярна другая формула, принадлежащая Квинтилиану: «искусство говорить красиво».

Формула Цицерона (о задаче изучения красноречия): «Оратор должен изобрести, расположить, украсить» (найти, что сказать, продумать логику речи, придать ему словесную форму, утвердить всё это в памяти, произнести).

К V веку культура ораторской речи уже сложилась и задачи оратора сводились к трём: разъяснять, побуждать, доставлять удовольствие.

То есть с античных времён на риторику смотрели как на составляющую систему знаний.

Вклад античных риторов в современную науку:

I. Этические тезисы:

слово рассматривалось в связи с личностью говорящего. Главным фактором была общая культура ораторов, широта его кругозора, объём знаний, который касался бы разных областей деятельности;

была решена взаимоотношения риторики и морали. Цель риторики — убедить или переубедить. Риторика должна пользоваться только приемлемыми средствами убеждения. То есть риторика сохраняет моральные основы, поскольку ораторы сохраняют свои истинные наблюдения, он убеждает только с помощью речи, не прибегая к действию. Цицерон: «Красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека». То есть философы решали вопрос о том, может ли речь ораторов быть истинной. Платон противопоставил софистику подлинному красноречию. Софистика — подмена понятий, отход от истины. Цель речи — познание истины. Горгий (софист): объективной истины не существует — вопрос о соотношении риторики и морали снимается. Аристотель: «Риторика в моральном отношении — нейтральное средство, вроде ножа, которое можно употребить во зло и добро»;

Цицерон: «Оратор — это человек слова и дела». Современные психолингвисты: слово временно опережает дело, следовательно оно [слово] должно изобразить это будущее дело. Эффективная речь должна быть изобразительной. Исследования показали, что лучшие риторические тексты насыщены иконическими знаками (знаками, в которых связь между означающим и означаемым основана на сходстве. Примеры: звукоподражания, логотип «Комсомольская правДА», ОБLADAТЬ);

II. Стилистико-прагматические тезисы:

были выделены главные элементы коммуникативного события. Аристотель говорит о 3х элементах, которые составляют сущность ораторского искусства: оратор, предмет речи, слушатель («конечная цель всего»);

была детально разработана концепция адресата, которая учитывает такие параметры, как возраст, темперамент, достаток, пристрастия и т.д. слушающего;

создана классификация речей, в основе которой лежат цели человеческих действий. Цицерон: «Оратор либо учит, либо услаждает слух, либо побуждает» (информационные, развлекательные, побудительные/агитационные);

создано учение о качестве хорошей речи (Аристотель, Цицерон, Теофраст «О стиле», Квинтилиан – 12 книг. 8, 9 – риторические фигуры речи);

создана теория тропов и фигур как средств выразительной речи;

нормативный тезис. Цель выражена всё же не связана с языком. Цицерон связывал правильность говорения с особенностями личности. Теокраст: правильность как порядок вещей.

В Средневековье риторика развивалась во всех европейских странах, и риторические идеи через Польшу и Украину проникли и в России. В истории развития отечественной риторики были определённые этапы, и они завершились культурой речи. Закат риторики в России начался с середины XIX века. Теоретическая риторика себя исчерпала, а практическая не находила применения. Но были 3 этапа, когда риторика проявляла себя:

1) 1864 г. — судебная реформа. Был введён суд присяжных. Вообще 60е годы XIX века — формирование русского судебного красноречия, которое расцвело во 2й половине XIX века А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, Ф.А. Александров, Арсеньев, Глинский, В. Сергеич (Пороховщиков) «Искусство речи на суде» (СПб, 1910). В это время расцветает и академическое красноречие: Сеченов, Менделеев, Тимирязев, Ключевский и т.д.

После этого (в начале ХХ века) потребность риторики падает до нуля.

2) 1917 г.: митинги, забастовки, стачки, собрания. 1918 г. — в Петрограде открывается первый в мире Институт живого слова (Бонди, Мейерхольд, Луначарский, Щерба, Энгельгарт, Якубинский). Просуществовал до 1924 г. С деятельностью этого Института связаны последние яркие публикации по риторике, теории красноречия и теории слова. В 1920е годы риторика была удалена из школьной и вузовской программы.

3) 1985 г.: митинги, забастовки, стачки, акции протеста. В 1970е-1990е годы в учебной и научной литературе прорастали идеи новой риторики – в недрах лингвистики текста, психолингвистике, прагматике.

После 1985 годы лингвисты восприняли дух свободы и книги по риторике: монография Т.Г. Хазарова и Л.С. Ширина «Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур» (Ростов-на-Дону, 1994), В.И. Аннушкин «Риторика. Учебное пособие» (Пермь, 1994), Н.Н. Кохтев «Риторика» (М., 1995), А.К. Михальская «Основы риторики» (М., 1996).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: