Измерения ширины дорожного покрытия выполняли на прямолинейных участках автомобильных дорог с I,б по III категории. В табл. 2.1 дан пример статистической обработки ширины покрытия и показаны методы определения среднего значения ширины покрытия и среднего квадратического отклонения, которые при большом числе измерений заменяют формулы
; (2.8)
, (2.9)
где – среднее значение измеряемого параметра;
n – число измерений параметра, которое должно быть больше или равно числу, установленному по формуле (2.5);
Bi – i-е значение измеренного параметра;
– среднее квадратическое отклонение параметра.
Измерение ширины дорожного покрытия выполнялись на прямолинейных участках дорог через одинаковые отрезки равные 20м.
Вычисление данных графы 4 (см. табл.2.1) основывается на значениях графы 3. При этом первое значение Sm равно hm (в данном случае первое значение Sm = hm =6). Второе значение Sm получают суммированием первого значения Sm со вторым значением hm. Третье и последующие значения Sm определяют по этой же схеме.
Данные графы 5 вычисляют по такому же принципу на основе значений графы 4. Под графами 4 и 5 проставляют сумму значений в этих графах (M и ). В графе 6 напротив параметра Ха проставляют “ноль”. Затем с шагом ±1 заполняют всю графу 6, так как это показано в табл. 2.1.
Применяя к данным табл. 2.1 мультипликативный метод, получаем:
– среднее значение ширины покрытия:
,
где d – интервал в разрядах (см. табл. 2.1);
– среднеквадратическое отклонение:
;
По методу суммирования:
;
.
Таблица 2.1.
Пример статистической обработки ширины покрытия на участке дороги в Пензенской области с четырьмя полосами движения в одном направлении
Разряды интервалов ширины покрытия, м | Середина разряда, Um | Абсолютная частота, hm | Частичная сумма, Sm | Накопленная частота, T | Середина условного интервала, lm | Произведения |
lm×hm |
15,4-15,5 | 15,45 | -7 | -14 | |||||||
15,5-15,6 | 15,55 | -6 | ||||||||
15,65 | -5 | -20 | ||||||||
15,7-15,8 | 15,75 | -4 | -28 | |||||||
15,8-15,9 | 15,85 | -3 | -15 | |||||||
15,9-16,0 | 15,95 | -2 | -6 | |||||||
16,0-16,1 | 16,05 | -1 | -6 | |||||||
16,1-16,2 | 16,15= | |||||||||
16,2-16,3 | 16,25 | |||||||||
16,3-16,4 | 16,35 | |||||||||
16,4-16,5 | 16,45 | |||||||||
16,5-16,6 | 16,55 | |||||||||
16,6-16,7 | 16,65 | |||||||||
16,7-16,8 | 16,75 | |||||||||
16,8-16,9 | 16,85 | |||||||||
16,9-17,0 | 16,95 | |||||||||
17,0-17,1 | 17,05 | |||||||||
17,1-17,2 | 17,15= | |||||||||
n =120 | М= 1073 | В =247 | А =2915 |