Коммуникационные каналы

Пропускная способность коммуникационного канала (емкость) — это объем информации, которой может быть передан за одну коммуникативную сессию (сеанс коммуникации).

Схема. Классификация коммуникативных каналов по пропускной способности и пригодности для различных сообщений

На емкость коммуникативных каналов влияют:

1) способность обрабатывать несколько сигналов одновременно;

2) возможность обеспечения быстрой, двусторонней обратной связи;

3) способность обеспечивать личный подход (физическое присутствие) к коммуникациям.

3. Барьеры коммуникаций.

Барьеры межличностной коммуникации:

1. Преграды, обусловленные восприятием (см. лекцию «Управленческая информация», вопрос «Восприятие»).

2. Семантические (вербальные) барьеры.

Семантика — это наука, которая изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Причина вербальных барьеров — это семантические вариации, т.е. разная трактовка слов или значений, передаваемых словами.

3. Невербальные преграды.

4. Плохая обратная связь.

5. Неумение слушать. Но мало воспринимать факты – нужно прислушиваться к чувствам.

Принципы активного слушания:

1. Не перебивайте говорящего.

2. Облегчите задачу отправителя, продемонстрировав ваше внимание к его словам.

3. Нейтрализовать отвлекающие факторы, избегать постороннего вмешательства.

4. Помните, что ваша цель — понимание того, что говорит вам отправитель.

5. Расположить собеседника к себе, создать атмосферу дружелюбия.

6. Необходимо знание собственных предрассудков и сознательные усилия, направленные на то, чтобы они не повлияли на объективность вашей оценки.

7. Постарайтесь понять и то, что пытается скрыть отправитель. Очень часто невысказанное намного важнее «открытого текста».

8. Задавайте вопросы. Задача заключается в том, чтобы сказать как можно меньше, а узнать как можно больше.

Барьеры организационной коммуникации:

1. Искажение сообщений.

Причины:

барьеры межличностной коммуникации (неосознанное искажение);

сознательное искажение информации в случае несогласия с сообщением в своих интересах;

фильтрация информация по мере ее движения вверх, вниз, с уровня на уровень управления организации или отдела (фильтрация — это суммирование, упрощение сообщения, внесение ясности — все это делается для облегчения коммуникации, но иногда это вредит);

статус уровня управления организации — подчиненные иногда бояться доводить полную информацию до руководителя в силу его склонности воспринимать только положительную информацию. Профилактика данной ситуации:

· создания атмосферы доверия в организации (открытость руководства, выполнение обещаний, обеспечение справедливости),

· информирование сотрудников о целях организации и результатах их достижения,

· выявление и наказание сотрудников, намеренно искажающих информацию, вне зависимости от занимаемых ими должностей;

повышенное внимание руководителей среднего звена к сообщениям с верхнего уровня власти по сравнению с информацией от их подчиненных;

страх перед наказанием;

ощущение бесполезности.

2. Информационные перегрузки.

3. Неудовлетворительная структура организации.

Причины:

— недостаточная квалификация персонала;

— нечеткие задачи;

— непродуманная организационная и управленческая структура;

— конфликты и др.

4. Типы коммуникационных сетей.

Эффективность коммуникаций определяется количеством каналов связи в сети и ее характером. Для уменьшения возможных шумов в организации целесообразно иметь минимальное число каналов связи в сети коммуникаций.

Схема. Основные типы коммуникационных сетей (комбинации каналов связи между участниками и/или подразделениями организации)

Примечание:

Минимальное число каналов связи обеспечивают последовательная и веерная сети коммуникации. Но на практике многие коммерческие организации выбирают круговую систему коммуникации, в которой рядом с официальными, прежде всего вертикальными коммуникациями (руководитель – подчиненный), существует большое число неформальных.

10 заповедей успешной коммуникации:

1. Перед процессом коммуникации четко определите идеи, вкладываемые в послание.

2. Проанализируйте истинную цель каждой коммуникации.

3. Проанализируйте все физическое и человеческое окружение при любой коммуникации.

4. Проконсультируйтесь с другими при планировании коммуникации.

5. Обратите самое пристальное внимание на интонацию и основное содержание сообщения.

6. Включите в сообщение нечто полезное и ценное для его получателя или адресата.

7. Постоянный контроль за тем, как срабатывает коммуникация.

8. Устанавливайте коммуникацию на долгосрочный период, вырабатывая технологию коммуникативного общения (оптимальный процесс обмена информацией).

9. Добивайтесь, чтобы идеи не противоречили символам коммуникации (вербальные и невербальные символы).

10. Учитесь умению слушать.

5. Коммуникационный стиль.

Коммуникационный стиль (стиль межличностной коммуникации) — это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими.

За основу оценки этих стилей принимают две основные переменные:

1. открытость к коммуникации;

2. адекватность обратной связи.

Виды коммуникационных стилей:

1 Тот, кто разговаривает, стремится открыть себе. Недостаток: сравнительно низкая адекватность. Больше говорит и меньше воспринимает.

2 Высокая степень открытости и высокая степень адекватности.

3 Низкий уровень открытости и адекватности. Больше прислушивается к самому себе.

4 Один индивидуум больше слушает другого, меньше говорит за себя.

5 Умеренная открытость и умеренная обратная связь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: