Коммуникационный канал – это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту. Коммуникационный канал – это материальная сторона социальной коммуникации, т. к. он обеспечивает движение не самих социальных смыслов, а только материального воплощения этих смыслов. Развитие человечества сопровождалось постоянным увеличением количества коммуникационных каналов благодаря дополнению естественных каналов, образовавшихся в ходе антропогенеза, искусственными каналами, сознательно созданными людьми (словесность – 4 канала, книжность – 6-10 каналов, мультимедийность – 12).
Схема развития коммуникационных каналов:
Коммуникационные каналы
Естественные каналы искусственные каналы
Невербальные вербальные художественно-графический символьный
Музыка, танец поэзия, риторика письменность, живопись скульптура, архитектура
Звукозапись, телефон, радио телеграф, полиграфия, фотография
|
|
Кино, ТВ, интернет, мультимедиа
Чтобы наглядно представить стремительный прогресс информационных технологий за последнее время, американский специалист по теории коммуникации Ф. Уильямс сравнил историю Homo sapiens с двумя оборотами по кругу часовой стрелки, т. е. 36 тыс. лет представил как одни сутки (24 часа). Тогда развитие информационных потребностей и возможностей людей выглядит так:
00-00 | 36 т. лет назад | Появление вида Homo sapiens, коммуникация посредством звукового языка |
8-00 | 14 т. лет назад | Наскальная живопись |
20-00 | 6 т. лет назад | Пиктография и иероглифика |
22-00 | 5 т. лет назад | Буквенно-звуковое письмо |
23-38 | 1453 г. | Книгопечатание |
23-55 | 1876 г. | Телефон |
23-55.47 | 1895 г. | Кино, радио, телеграф |
23-57.40 | 1942 г. | Компьютер |
23-57.52 | 1947 г. | Транзистор |
23-58.02 | 1951 г. | Цветное ТВ |
23-59.01 | 1978 г. | Видеодиски |
Естественные коммуникационные каналы от природы присущи человеку. Невербальный коммуникационный канал (наследие зоокоммуникации – демонстрация переживаемых эмоциональных состояний. Канал активно используется в процессе микрокоммуникации. Наиболее правдивый канал. Искуственные коммуникационные каналы. Потребность в них возникает при отсутствии непосредственного контакта между коммуникантом и реципиентом. Символьный канал – амулеты, украшения, идолы.