Вопрос 2. Особенности правового режима лесов

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Леса, расположенные на землях иных категорий, четкой классификации не имеют. В Лесном кодексе РФ имеет место деление защитных лесов на категории для лесов на землях лесного фонда, а также для лесов на землях иных категорий (см. ст. 102 Лесного кодекса РФ). В защитных лесах и эксплуатационных лесах также могут быть выделены особо защитные участки лесов.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Лесной кодекс РФ устанавливает, что и сформированные, и формируемые лесные участки в соответствии со ст. 8 также находятся только в федеральной собственности, независимо от того, предоставлены они физическим либо юридическим лицам на установленном праве пользования или нет. Леса на других участках могут находиться в иных формах собственности. Так, п. 3 ч. 3 ст. 23 ЛК РФ прямо закреплено, что леса могут находиться на землях особо охраняемых природных территорий, которые могут быть в частной собственности.

Использование лесов в соответствии с ЛК РФ осуществляется на определенных титулах. Статья 9 ЛК РФ закрепляет следующие права пользования лесными участками:

1. право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;

2. право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);

3. право безвозмездного срочного пользования лесными участками;

4. право аренды лесных участков.

Лесные участки предоставляются в аренду гражданам и юридическим лицам. При предоставлении лесных участков в аренду заключается договор аренды лесного участка.

Право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут) является одним из оснований возникновения права пользования лесами. В соответствии со ст. 9 ЛК РФ право ограниченного пользования чужими лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

Право лесопользования - субъективное право на извлечение полезных свойств леса как природного объекта. Сущность лесопользования заключается в использовании полезных природных свойств лесов, а не в использовании земельной поверхности, занимаемой лесами.

К видам лесопользования можно отнести следующие виды использования лесов:

1. заготовка древесины (ст. 29 ЛК РФ);

2. заготовка живицы (ст. 31 ЛК РФ);

3. заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (ст. 32 ЛК РФ);

4. заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (ст. 34 ЛК РФ);

5. ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты (ст. 36 ЛК РФ);

6. осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (ст. 40 ЛК РФ);

7. осуществление рекреационной деятельности (ст. 41 ЛК РФ);

8. создание лесных плантаций и их эксплуатация (ст. 42 ЛК РФ).

Главное, что виды использования лесов (п. п. 1 - 9 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ) являются видами лесопользования, поскольку они содержат в себе признаки деятельности по лесопользованию.

К видам землепользования, осуществляемым на землях лесного фонда, следует отнести те виды использования лесов, при которых используются в первую очередь полезные свойства земли, а не природные качества лесов, а именно:

– ведение сельского хозяйства (ст. 38 ЛК РФ);

– выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (ст. 39 ЛК РФ);

– использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43 ЛК РФ);

– строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов (ст. 44 ЛК РФ);

– строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45 ЛК РФ);

– переработка древесины и иных лесных ресурсов (ст. 46 ЛК РФ);

– осуществление религиозной деятельности (ст. 47 ЛК РФ);

– иные виды, осуществляемые в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ч. 16 ст. 25 ЛК РФ).

Данные виды использования лесов являются видами землепользования на землях лесного фонда, поскольку содержат признаки деятельности по землепользованию.

Все виды использования лесов по своему характеру следует классифицировать на виды лесопользования и виды землепользования. В основу классификации положен такой критерий, как способность леса выступать в качестве экосистемы с преобладающий в ней ролью древесно-кустарниковой растительности. Те же виды использования лесов, при котором происходит их частичное уничтожение без проведения лесовосстановительных работ, к лесопользованию не относятся.

Вопрос 3. Виды разрешительных документов на право пользования лесными участками. Иная лесохозяйственная документация

в соответствии со ст. 26 Лесного кодекса РФ Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 Лесного кодекса РФ, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду за один месяц до начала декларируемого календарного года.

Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности - с соблюдением целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций. При этом эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены Приказом МПР России от 6 апреля 2007 г. N 77. Данный документ устанавливает требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих разработку проектов освоения лесов, и лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющим использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком в соответствии со ст. 24 Лесного кодекса РФ.

Основой для использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом РФ.

Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.

В лесном плане субъекта РФ определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К лесному плану субъекта РФ прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения.

Лесной план субъекта РФ утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Не осуществляется подготовка лесных планов субъектов РФ в отношении лесничеств, лесопарков, указанных в ч. 2 ст. 83 Лесного кодекса РФ.

Положение о подготовке лесного плана субъекта РФ утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2007 г. N 246. Положение устанавливает состав и порядок подготовки лесного плана субъекта РФ.

Лесной план субъекта РФ является документом лесного планирования, в котором определяются цели и задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков на территории субъекта РФ, и зоны такого освоения. Лесной план составляется на 10 лет.

Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 г. N 324. Правила определяют порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Предоставление лесных участков в аренду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ. К договору применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.

Объектом аренды после 1 января 2010 г. может быть только лесной участок, прошедший государственный кадастровый учет. Размер арендной платы по договору определяется в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса РФ.

Правила подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 406. Правила устанавливают порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

К договору применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.

Приказом Министерства природных ресурсов России от 9 июля 2007 г. N 175 утвержден Порядок представления отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении, а также форма отчета об использовании лесов, об охране и защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении. Указанный Порядок разработан в соответствии со статьями 49, 60, 66 Лесного кодекса РФ.

Отчеты представляются гражданами и юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 Лесного кодекса РФ.

Отчеты представляются ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В отчетах приводится информация о фактических объемах осуществляемого использования лесов и объемах фактически выполненных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению за период с начала года до конца отчетного квартала.

В отчете за четвертый квартал приводится информация за отчетный год.

Вопрос 4. Государственное управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов

Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях:

1) обороны и безопасности, на которых расположены леса;

2) поселений, на которых расположены городские леса;

3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках обеспечивается лесничими, порядок деятельности которых устанавливается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 Лесного кодекса РФ.

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом РФ.

Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден Приказом МПР России от 14 мая 2007 г. N 125 и устанавливает требования к проведению государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов. Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии со ст. 89 Лесного кодекса РФ.

Государственная инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик. Государственная инвентаризация лесов проводится в порядке, установленном Правительством РФ, в целях:

1) своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса;

2) оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

3) информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора.

Государственная инвентаризация лесов проводится в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами. Государственная инвентаризация лесов проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лесной кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень лесоустроительных действий и мероприятий, осуществляемых при лесоустройстве. Лесоустройство проводится на землях лесного фонда и землях поселений (населенных пунктов), на которых расположены городские леса, а также на землях обороны и безопасности и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2007 г. N 377 утверждены Правила проведения лесоустройства, устанавливающие порядок проведения лесоустройства на землях лесного фонда и землях поселений, на которых расположены городские леса, а также на землях обороны и безопасности и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Лесоустройство включает в себя:

1) проектирование лесничеств и лесопарков;

2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

3) проектирование лесных участков;

4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов и лесных участков;

5) таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов);

6) проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Проектирование лесничеств и лесопарков осуществляется в целях установления количества лесничеств и лесопарков, а также закрепления на местности местоположения их границ. В ходе проектирования осуществляется деление территорий лесничеств и лесопарков на лесные кварталы.

При проектировании лесничеств и лесопарков составляются:

ведомости и схемы проектируемого деления лесов на лесничества и лесопарки, а территорий лесничеств и лесопарков - на лесные кварталы с указанием номеров лесных кварталов;

пояснительная записка с обоснованием соответствующего деления.

Проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов осуществляется в целях подразделения лесов на виды по целевому назначению и выделения особо защитных участков лесов в указанных лесах.

Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. По результатам проведения таксации лесов составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам, лесничествам и лесопаркам. Проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется по результатам проведения таксации лесов.

Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках.

Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 83 Лесного кодекса РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.

Государственная регистрация договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками в составе земель лесного фонда, приведенных в соответствие с Лесным кодексом РФ, осуществляется без представления кадастровых планов или кадастровых паспортов лесных участков (при условии, если государственный кадастровый учет таких лесных участков не осуществлялся).

В зависимости от природно-климатических условий определяются лесорастительные зоны, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками (лесорастительное районирование). На основе лесорастительного районирования осуществляется установление лесных районов с относительно сходными условиями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Лесорастительные зоны и лесные районы в соответствии с научно обоснованной методологией определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Возрасты рубок лесных насаждений (возрасты лесных насаждений, устанавливаемые для заготовки древесины определенной товарной структуры), правила заготовки древесины и иных лесных ресурсов, правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами устанавливаются для каждого лесного района уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Схемы районирования лесного фонда и разработанные применительно к соответствующим схемам районирования региональные системы лесохозяйственных мероприятий утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным фондом, т.е. Федеральным агентством лесного хозяйства.

Использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений, размеры которых определяются в соответствии со ст. ст. 73 и 76 Лесного кодекса РФ.

Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства. Государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 83 Лесного кодекса РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: