Содержание разделов дисциплины. № раздела Наименование раздела Содержание раздела Форма[1] текущего контроля Социально-психологические факторы развития и

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела Форма[1] текущего контроля
  Социально-психологические факторы развития и коррекции конфликтного взаимодействия Тема 1.1. Цель, задачи дисциплины. Соотношение конфликтологического и социально психологического подходов к диагностике и коррекции конфликтного взаимодействия. Основные социально-психологические факторы конфликтных взаимоотношений в человеческом сообществе. Социально-психологические подходы к прогнозированию, диагностике, профилактике конфликтов и коррекции конфликтного взаимодействия. Основные понятия структуры конфликтной ситуации (предмет конфликта, объект конфликта, конфликтующие стороны (оппоненты), представления сторон о конфликте, и т. д.) и их значение в коррекции конфликтного взаимодействия. Основные типологии конфликтов. Тема 1.2. Психологическая и социально психологическая структура конфликта. Роль экспектаций в возникновении конфликта Роль противоречия в формировании конфликтной ситуации. Противоборство как процесс реализации противоречий конфликта. Трехвекторная модель психологической структуры конфликта. Условия перерастания противоречий в системе социального взаимодействия в противоборство как предпосылка конфликта. Виды и характер противоборства. Роль эмоциональных состояний в развитии конфликта. Объективные и субъективные факторы конфликтной ситуации. Рассогласование экспектаций как социально-психологический фактор возникновения конфликтного взаимодействия. Тема 1.3. Психологические подходы к коррекции конфликтного взаимодействия Психологический смысл коррекции конфликтного взаимодействия. Интересы, потребности, мотивы и ценностные ориентации, эмоциональные проявления оппонентов как факторы возникновения конфликтных отношений. Учет личностных и групповых особенностей оппонентов в коррекции конфликтного поведения. Социально-психологические факторы возникновения конфликтных отношений. Методологические принципы исследования конфликтов разного типа. Прогнозирование и профилактика конфликтных отношений как этапы коррекции конфликтного взаимодействия. Создание условий перевода деструктивного конфликта в конструктивный. Виды и технологии коррекции конфликтного взаимодействия. Тема 1.4. Особенности понимания природы и коррекции конфликтного взаимодействия различными психологическими направлениями Отечественная и зарубежная социальная психология и проблема понимания природы конфликта. Точка зрения на функцию конфликта зарубежных исследователей (Л.Козер, Р.Дарендорф, К.Маркс и др.). Психоанализ (фрейдистский подход и постфрейдистские традиции) в понимании природы конфликта. Бихевиоризм, интеракционизм, трансактный анализ, когнитивизм, гуманистические подходы к коррекции конфликтного взаимодействия. ДЗ, О
  Базовые технологии коррекции конфликтного взаимодействия Тема 2.1. Особенности коррекции конфликтного взаимодействия на разных этапах его развития Основные этапы развития конфликта. Специфика коррекции конфликтного взаимодействия на стадиях возникновения предмета конфликта, поляризации мнений, инцидента, эскалации. Основные стратегии поведения в конфликте (по К.Томасу). Роль лидеров в развитии и коррекции конфликтного взаимодействия. Тема 2.2. Учет психологических и возрастных особенностей оппонентов в развитии и коррекции конфликтного взаимодействия Возрастные кризисы личности как предпосылки и условия формирования межличностных конфликтов. Типология «конфликтных личностей». Стратегии психологической работы с «конфликтными личностями». Особенности психологической работы с участниками конфликта в детском, подростковом, юношеском возрастах. Личностные и социально-психологические особенности конфликтантов пожилого возраста и методы коррекции конфликтов с их участием. О, Т
  Коррекция конфликтного взаимодействия различного типа Тема 3.1. Социально-психологические факторы коррекции внутриличностного конфликта Внутриличностный конфликт: основные виды, структура, динамика; предупреждение (профилактика) и последствия. Социальные и возрастные особенности протекания внутриличностного конфликта. Проблема внутриличностного конфликта в работах З.Фрейда, К.Юнга, К.Роджерса, В.Франкла, Э.Эриксона, Л.Фестингера, А.Маслоу и др. Взаимовлияние внутриличностного и межличностного конфликта, проблема первичности. Социально-психологические методы коррекции внутриличностного конфликта. Переживание как способ решения внутриличностных проблем (по Ф.Василюку). Ролевой конфликт. Внутриличностный конфликт и проблема невротизации. Классификация невротических состояний по В.Мясищеву. Внутриличностный конфликт и суицидальное поведение человека. Психокоррекция суицидального поведения. Тема 3.2. Социально-психологические факторы коррекции межличностного конфликта Социально-психологическая и психологическая характеристика межличностных конфликтов. Признаки проявления межличностных конфликтов. Объективные и субъективные, личностные и ситуативные причины. Роль экспектаций в возникновении межличностной конфронтации. Влияние конфликтов на социальное окружение. Роль «конфликтных личностей» в формировании и развитии межличностных конфликтов. Подходы к коррекции межличностных конфликтов. Поведение человека в трудных ситуациях. Уровни проявления и стадии развития межличностного конфликта. Стратегия психологической работы по коррекции межличностных конфликтов на разных стадиях его развития. Коррекция «детско-родительских» конфликтов и «конфликта поколений». Особенности коррекции семейных и супружеских конфликтов. Профилактика межличностных конфликтов. Тема 3.3. Социально-психологические факторы коррекции конфликтов между личностью и группой Психологические и социально-психологические условия формирования конфликтов «личность—группа». Основные психологические механизмы развития конфликтов между личностью и группой. Групповые ценности и нормы, сплоченность группы, групповое давление, уровень конформности личности, взаимные экспектации, отношения межличностной значимости как факторы формирования конфликтов между личностью и группой. Роль групповых мнений и установок в нарушении взаимоотношений между личностью и группой. Методы коррекции конфликтных отношений. Тема 3.4. Социально-психологические факторы коррекции межгрупповых конфликтов Социально-психологические условия формирования межгрупповых конфликтов. Особенности групповой динамики как источник конфликтных отношений. Ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая агрессия. Групповые мнения и установки как факторы нарушения внутригрупповых и межгрупповых взаимоотношений. Социальное влияние, групповая сплоченность, лидерство и руководство как факторы развития конфликтных отношений «группа – группа». Методы коррекции межгрупповых конфликтов разного типа. Тема 3.5. Конфликты в общеобразовательных учреждениях Предпосылки возникновения конфликтов в общеобразовательных учреждениях разного типа. Социально-психологические предпосылки возникновения и развития конфликтных отношений между воспитанниками детского сада и в школе между одноклассниками. Объективные и субъективные факторы конфликтов между субъектами образовательного процесса. Социально-психологические предпосылки конфликтов в педагогическом коллективе и способы их коррекции. Особенности взаимных экспектаций субъектов образовательного процесса в развитии конфликтной ситуации. Административные и психологические способы коррекции межличностных и групповых конфликтов в общеобразовательных учреждениях. ДЗ, ПР
  ИТОГО зачет

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: