Раздел 2. Тема.3. Западноевропейская культура. Культура Просвещения

Ислам. Последовательный монотеизм. Мухаммед и Коран. Предопределение в исламе. Слияние светского и духовного. Современный ислам. Возникновение термина «Средневековье». Развитие христианства. Факторы развития европейской культуры, межкультурные коммуникации. Крестовые походы как столкновение с другими культурными ценностями. Деление на восточное и западное христианство. Мир и человек в раннем средневековье. Социально- экономическая структура средневекового общества. Замки и монастыри. Иконопись, храмовое искусство. Города, развитие науки. Искусство, архитектура. Музыка, театр. Трубадуры, менестрели. Низкая и высокая литература. Синкретизм. Предпосылки Возрождения. Термин Возрождения. Новая концепция человека, соединение христианских и античных ценностей. Начало Возрождения. «Божественная комедия» Данте. Соотношения культурного гуманизма и Реформации. Философия, идеология и религия. Наука (Коперник, Бруно, Галилей, де Винчи). «Утопия» Т. Мора. Титаны Возрождения: Да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. Литература (Рабле, Боккаччо, Сервантес, Лопе де Вега, Шекспир). Реформация. Смысл религиозных реформ. Появление протестантизма как религии нового времени. Контрреформация. Менталитет русской культуры. Бинарность русской культуры. Слияние культурно - исторических пластов. Модернизация и традиционность. Древнерусская культура. Язычество и крещение Руси. Широкое распространение городов. Культовое строительство. Иконописные традиции (Рублев, Грек, Черный). Прикладное искусство. Появление восточнославянской письменности. «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» как памятники литературной мысли. Начало книгопечатания. Московский период русского государства и развитие единой культуры. Теория «Москва - третий Рим». Взаимодействие светского и духовного (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий). Церковное строительство ХVII века. Раскол: история и современность.

Наука и новые позиции философии (иррационализм, рационализм, материалистический сенсуализм). Классицизм как выражение гуманистических идей Возрождения. Иррационализм как теоретическое обоснование барокко. Барокко и классицизм: противоборство и взаимодополнение. Высокие и низкие жанры искусства. Правила классицизма. Изобразительное искусство. Караваджо, Рубенс, Рембрандт - мастера барокко. Архитектура барокко и классицизма. Литература: последний эпос «Потерянный рай» Мильтона, пьесы Шекспира. Литературная сказка и басня. (Ш. Перро, Лафонтен). Опера как явление барокко. Театр масок, комедия дель арте (Лопе де Вега, Тирсо де Молине, П. Корнель, Ж. Расина, Ж. Мольер). Эпоха Просвещения. Формирование нового человека. Глобальность культуры. Правовое государство, основы права. Правовые и нравственные законы. Особенности Французского Просвещения. Дидро и энциклопедисты. Вольтер: критика божественной предопределенности. Нравственный идеал Руссо. Третье сословие в литературе: Д. Дефо, Г. Фильдинг. Элементы фантастики в литературе (Д. Свифт). Изобразительное искусство: бытовые карикатуры, портретизм. (Гойя, У. Хогарт, Т. Гейнсборо, Ж. Ватто, Ф. Буше) Классицизм Ж. Л. Давида. Музыкальная жизнь Европы (Бах, Г.Ф. Гендель, Моцарт, Гайдн, Бетховен). Театр(Р. Шеридан, К. Гольдони, К. Гоцци, Бомарше). Сентиментализм. Особенности литературы. Немецкое Просвещение (Шиллер, Гете). Немецкая классическая философия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: