Тема 3. Культура и искусство эпохи Возрождения в Европе

1. Культура и искусствоевропейского Ренессанса. Возрождение как «величайший переворот» в развитии мировой культуры, начало «нового времени». Сущность термина «Возрождение» (Ренессанс). Новая гуманистическая концепция личности. Человек — центр мира. Восстановление античного принципа гедонизма. Проблема универсализма. Возрождение как переходная эпоха.

Возникновение мануфактурного производства. Великие географические открытия. Расцвет науки. Роль города в культуре Возрождения. Музеи, библиотеки, театры, их светская сущность.

Хронология и периодизация европейского Возрождения.

Италия — классическая страна эпохи Возрождения. Особенности гуманистического реализма в итальянском искусстве. Этапы итальянского Возрождения. Проторенессанс в литературе. (Данте, Бакаччо, Петрарка, Джотто), архитектуре (Альберти) и живописи (Боттичелли).

Высокое Возрождение: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Джорджоне, Тициан. Позднее Возрождение: Караваджо, Веронезе.

Северное Возрождение в живописи (Ван Эйк, Дюрер, Питер Брейгель Старший, Босх). Гуманизм в творчестве Франсуа Рабле. Эразма Роттердамского. Немецкая реформация (Лютер, Кальвин). Музыка европейского Возрождения. Рождение полифонии. Творчество Палестрины. Светские вокально-инструментальные жанры (баллада, мадригал, баркарола и др.). Сервантес как выразитель идеалов позднего Ренессанса. Шекспир в мировой культуре.

2. Предренессанские черты в русской художественной культуре позднего средневековья. Новые тенденции в общественной жизни и культуре России конца XIV – XV вв. Проторенессанс в западноевропейском искусстве и Предвозрождение в русской культуре: общее и различное. Дискуссия по вопросу о русском Предвозрождении в современной науке. Гуманизация художественной культуры. Движение художественной мысли от средневекового аскетизма к живому общению с человеком, к его чувствам, духовному миру. «Золотой век» русской иконописи (Феофан Грек и Андрей Рублев). Становление формы классического иконостаса. Зодчество (Новгород, Ростов, Москва).

Церковь и государство. Идея превращения Москвы в «третий Рим». Элементы западного влияния (немецкая слобода в Москве, первая аптека, новое каменное строительство и итальянские мастера).

Расцвет «московского стиля» в архитектуре. Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы Кремля: колокольня Ивана Великого. Храм Василия Блаженного. Зарождение каменного шатрового зодчества (церковь в Коломенском).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: