Тема 4. Новое время

1. Культура европейских стран. Общая характеристика нового времени. Первые буржуазные революции. Неравномерность экономического, политического и социального развития стран Европы (Франция, Англия, Голландия, Италия, Германия, Испания).

Реформация и контреформация (ХVIII в.): кальвинизм (Голландия), лютеранство (Германия, страны Скандинавии), протестантизм (Англия).

Художественная культура барокко, Тяготение искусства барокко к пышности, торжественности, динамике. Архитектура барокко. Преобладание пластической отделки, парадных интерьеров с многоцветной скульптурой, лепкой, позолотой в дворцах, церквях, ансамблях.

Барокко в изобразительном искусстве. Традиции мифологических и библейских жанров: самостоятельное развитие бытового жанра, портрета, натюрморта. Утверждение в творчестве многопланового и глубокого восприятия действительности. Проблема реализма в разных национальных школах. Творчество Рубенса и Ван-Дейка (Фландрия). Особенности развития голландской живописи. Портрет в творчестве Хальса. Философские и художественные основы живописи Рембранта. Голландский натюрморт. Барокко в испанской живописи (Эль Греко, Рибера, Сурбараи, Мурильо).

Соотношение барокко и классицизма в европейском искусстве. Ранний классицизм во Франции. Буало как выразитель эстетики классицизма Реформа театра в творчестве Мольера; борьба драматурга против сословной и эстетической ограниченности искусства, демократическая направленность его комедий («Тартюф или обманщик», «Скупой», «Мещанин во дворянстве»). Басни Лафонтена. Нравственно-философские афоризмы Ларошфуко.

Ранний классицизм во французском искусстве. Исторические и мифологические полотна Пуссена и Лорена. Создание городских ансамблей и зданий на основе правильной «регулярной» планировки, строгости пропорций, применения античных ордеров. Сочетание традиций барокко и классицизма в ансамблях второй половины XVII в. (Версаль).

2. Русская культура и искусствоXVII в.

Литература XVII в. Публицистика «смутного времени». Творчество Протопопа Аввакума.

Архитектура «московского барокко». Гражданское строительство. Шатровое зодчество: взаимовлияние каменной архитектуры и народного деревянного зодчества. Местные архитектурные школы.

Борьба старого и нового в живописи «годуновская» и «строгоновская» школы. Творчество Симеона Ушакова; значение московской школы иконописцев в становлении реалистических черт русской живописи.

Барокко в музыкальном искусстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: