Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ивановский государственный энергетический университет
Имени В.И. Ленина»
Кафедра отечественной истории и культуры
К У Л Ь Т У Р О Л О Г И Я
Программа курса и планы семинарских занятий
Иваново 2012
Составители:
Г.А. БУДНИК
О.Е. БОГОРОДСКАЯ
Т.В. КОРОЛЕВА
А.С. СИРОТКИН
Редактор С.П. БОБРОВА
В издании представлены программа по курсу «Культурология», планы и списки литературы к семинарским занятиям, перечень основных понятий, вопросы к зачету, а также списки обязательной, справочной литературы, интернет ресурсов, темы рефератов и списки литературы к ним.
Утверждены цикловой методической комиссией ФЭУ.
РЕЦЕНЗЕНТ
кафедра отечественной истории и культуры ФГБОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина».
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
|
|
Программа курса и планы семинарских занятий
Составители:
Будник Галина Анатольевна
Богородская Ольга Евгеньевна
Королева Татьяна Валерьевна
Сироткин Алексей Сергеевич
Редактор Н.Н. Ярцева
Компьютерный набор, редактор: И.В. Куликова
Подписано в печать Формат 60 х 84 1\16
Печать плоская. Усл. печ. л. 2,56. Тираж 500 экз. Заказ №
ФГБГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина»
Отпечатано в УИУНЛ ИГЭУ
153003, г. Иваново, ул. Рабфаковская, 34.
ВВЕДЕНИЕ
Программа курса «Культурология», разработанная кафедрой отечественной истории и культуры на основании ФГОС третьего поколения, сочетает в себе как многолетний опыт работы со студентами всех факультетов и специальностей, так и новые подходы, которые получили развитие в русле Болонского процесса (компетентностный подход). Главными принципами Болонского процесса являются модульный подход и применение гуманитарных технологий к организации обучения студентов. Поэтому в планах практических занятий представлены авторские курсы, а их использование предполагает вариативность (авторы модуля №1: Будник Г.А., Боброва С.П., Богородская О.Е., Сироткин А.С.; автор модуля №2 Королева Т.В.)
Необходимые условия для освоения дисциплины: знание основных теоретических положений и фактов из истории культуры России и мира, базового понятийного аппарата дисциплины, получаемого студентами в общеобразовательной школе в процессе изучения кура истории и обществознания; умение работать с научной литературой и источниками по курсу, находить общекультурную информацию в учебной, научной и справочной литературе, в том числе и через Интернет; владение культурологической терминологией, справочниками.
|
|
Целью освоения дисциплины студентами-бакалаврами
является достижение следующих результатов образования (РО):
знания:
на уровне представлений:
- основных методов, категорий, функций, принципов, концепций изучения культурологии;
- основ межкультурных отношений;
- особенностей культурных эпох и стилей;
- специфики культурологического анализа процессов и явлений;
- места отечественной культуры в общей социокультурной динамике;
на уровне воспроизведения:
- понятийного аппарата дисциплины;
-основных этапов и ключевых событий истории культуры России и мира с древности до наших дней;
- общего и особенного в процессе культурного развития России и мира;
- выдающихся деятелей культуры;
на уровне понимания:
- базовых ценностей мировой культуры;
- законов развития природы, общества и мышления;
-места человека в культуре,
-причин формирования культурных особенностей и тенденций их развития в различных странах;
- роли культуры ХХ столетия в мировом процессе;
теоретическиеумения:
- на основе собранной информации выявлять тенденции, вскрывать причинно-следственные связи, определять цели, выбирать средства, выдвигать гипотезы и идеи;
- соотносить общие социокультурные процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты социокультурных процессов, явлений и событий;
- извлекать уроки из истории развития культуры и на их основе принимать осознанные решения;
практические умения:
- оперировать знаниями законов развития природы, общества и мышления в профессиональной деятельности;
- критически переосмысливать накопленную культурологическую информацию, вырабатывать собственное мнение;
- извлекать и систематизировать информацию из различных культурологических источников;
- устно и письменно излагать результаты своей учебной и исследовательской работы;
- применять культурологическую информацию в решении вопросов, помогающих понимать социокультурную значимость своей будущей профессии;
- отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения;
- опираться на базовые ценности мировой культуры в своем личностном и общекультурном развитии;
- критически оценивать личные достоинства и недостатки;
- выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты культурологического знания, применять их для обоснования практических решений, касающихся как профессиональной деятельности, так и повседневной жизни;
- работать с гуманитарными текстами;
- формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры;
- придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни;
навыки:
- анализа культурологических источников;
- публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа событий культурной жизни;
- письменного аргументированного изложения собственной точки зрения по актуальным проблемам теории и истории культуры;
- критического восприятия получаемой извне социокультурной информации;
- выражения и обоснования своей позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к культурному прошлому;
- граждански и политически взвешенного поведения, корректировки своих политических взглядов и действий;
- культурного взаимодействия в поликультурной и полиэтничной среде.
Перечисленные РО являются основой для формирования следующих общекультурных компетенций:
- осознания значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовности принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;
|
|
- способности к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважения к людям, толерантности к другой культуре; готовности нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений;
- способности уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, правильно воспринимать социальные и культурные различия;
- способности использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способности анализировать социально значимые проблемы и процессы;
- способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, культурой мышления;
- способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- способности к кооперации с коллегами, работе в коллективе.
СОДЕРЖАНИЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА