Тема 1. Введение в курс «культурология»

Культурология как наука: предмет, задачи, основные принципы построения курса. Актуальность изучения проблем культуры.

Структура и состав современного культурологического знания: философия культуры, социология культуры, культурная антропология, история культуры, прикладная культурология.

Методы культурологических исследований: общенаучные (онтологический, гносеологический, феноменологический, генетический, деятельностный), частнонаучные (аксиологические, семиотические), специальные (системный, структурный, компаративный, типологический и др.), естественнонаучные (синергетический, моделирования и др.).

Функции культурологии.

Культурология как учебная дисциплина: предмет, задачи, основные принципы построения курса. Актуальность изучения проблем культуры.

Литература и источники по курсу.

Тема 2. Культура как предмет изучения

Основные подходы к изучению культуры: семиотический, системный, аксиологический, деятельностный, синергетический, гносеологический, психологический и др.

Формы культуры: субкультура, контркультура, маргинальная культура.

Сферы культуры: материальная, духовная, социальная.

Типы культуры: массовая, элитарная; этническая, народная, национальная; восточная, западная и др.

Морфология культуры: обыденная, специализированная.

Функции культуры.

Тема 3. Основы теории культуры

Культура и цивилизация.

Субъект культуры. Культурная самоидентификация. Инкультурация и социализация.

Языки и символы культуры, культурные коды.

Культурные ценности и нормы. Культурная картина мира.

Межкультурная коммуникация и диалог культур: коммуникация, интеграция, ассимиляция, аккультурация. Культурные традиции и инновации.

Культура в социальном пространстве: социальные институты культуры, культурная модернизация.

Тема 4. Основные школы и направления

В культурологии

Развитие культурологической мысли от эпохи просвещения до начала ХХ века. Эволюционизм. Э. Тейлор. Д. Морган. Концепция универсального развития культуры К. Ясперса.

Историческая типология культур. Цивилизационный подход: проблема цикличности и линейности в развитии культуры (О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. Сорокин, А. Тойнби), стадиально-цивилизационная модель, перспективы развития современных цивилизаций.

Социологические типологии культуры П. Сорокина.

Теория психоанализа З. Фрейда. Концепция архетипов К. Юнга.

Концепция игровой культуры Й. Хейзинга.

Тема 5. Становление и развитие культуры:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: