Культурология как наука: предмет, задачи, основные принципы построения курса. Актуальность изучения проблем культуры.
Структура и состав современного культурологического знания: философия культуры, социология культуры, культурная антропология, история культуры, прикладная культурология.
Методы культурологических исследований: общенаучные (онтологический, гносеологический, феноменологический, генетический, деятельностный), частнонаучные (аксиологические, семиотические), специальные (системный, структурный, компаративный, типологический и др.), естественнонаучные (синергетический, моделирования и др.).
Функции культурологии.
Культурология как учебная дисциплина: предмет, задачи, основные принципы построения курса. Актуальность изучения проблем культуры.
Литература и источники по курсу.
Тема 2. Культура как предмет изучения
Основные подходы к изучению культуры: семиотический, системный, аксиологический, деятельностный, синергетический, гносеологический, психологический и др.
Формы культуры: субкультура, контркультура, маргинальная культура.
Сферы культуры: материальная, духовная, социальная.
Типы культуры: массовая, элитарная; этническая, народная, национальная; восточная, западная и др.
Морфология культуры: обыденная, специализированная.
Функции культуры.
Тема 3. Основы теории культуры
Культура и цивилизация.
Субъект культуры. Культурная самоидентификация. Инкультурация и социализация.
Языки и символы культуры, культурные коды.
Культурные ценности и нормы. Культурная картина мира.
Межкультурная коммуникация и диалог культур: коммуникация, интеграция, ассимиляция, аккультурация. Культурные традиции и инновации.
Культура в социальном пространстве: социальные институты культуры, культурная модернизация.
Тема 4. Основные школы и направления
В культурологии
Развитие культурологической мысли от эпохи просвещения до начала ХХ века. Эволюционизм. Э. Тейлор. Д. Морган. Концепция универсального развития культуры К. Ясперса.
Историческая типология культур. Цивилизационный подход: проблема цикличности и линейности в развитии культуры (О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. Сорокин, А. Тойнби), стадиально-цивилизационная модель, перспективы развития современных цивилизаций.
Социологические типологии культуры П. Сорокина.
Теория психоанализа З. Фрейда. Концепция архетипов К. Юнга.
Концепция игровой культуры Й. Хейзинга.
Тема 5. Становление и развитие культуры: