Информационная и семантическая структура текста

Семантическая структура текста. Виды текстовой информации (И. Р. Гальперин): содержательно-фактуальная, содержательно-концептуальная, содержательно-подтекстовая). Ценность информации, ее энтропия. Семантическая цельность текста. Средства создания семантической изотопии (родо-видовые семы в рамках темы, топикальные (номинативные) цепи, лексико-семантические повторы (метафора, метонимия, синонимия, антонимия, гиперо-гипонимы, анафора, эпифора и т.д.), ключевые слова, слова-фавориты, повторные номинации и т.д.) текста.

Тематическая и коммуникативная заданность текста. Функционально-смысловые типы (композиционно-речевые формы) текста (повествование, описание, рассуждение); их структура и особенности.

Глубинная и поверхностная структуры текста. Содержание и тема текста. Тема и идея. «Сильные» позиции текста (конец, начало, заголовок, эпиграф, ключевые слова) и их свойства. Ключевые слова, (опорные элементы (В. В. Одинцов), ключевой элемент (В. А. Пузырев), смысловые опорные пункты (А. А. Смирнов), смысловые ядра (А. Р. Лурия).

Интерпретация и понимание. Пресуппозиция (термин Г. Фреге). Типы фоновых знаний. Энциклопедия (У. Эко).

Логические основы редактирования: точность, определенность, непротиворечивость, обоснованность. Нарушением законов логики: закона тождества, закона непротиворечия, закона исключенного третьего. Нарушение закона тождества: подмена понятия или тезиса в процессе рассуждения, нагромождение различных по содержанию мыслей в единые тексты. Соблюдение требований закона непротиворечия и закона исключенного третьего: последовательность и непротиворечивость в изложении, четкие и обозначенные ответы на поставленные в тексте вопросы. Следствия нарушения логики изложения: отклонения от заданной темы, неопределенности изложения, противоречия.

Работа над фактическим материалом. Отбор факторов, их проверка и осмысление. Основные принципы отбора фактов.

Приемы и правила цитирования. Сверка цитат с первоисточником. Оформление ссылок. Единообразие написания имен, фамилий, дат, географических названия, терминов.

Редактирование различных функционально-смысловых типов текстов. Повествование: проверка соразмерности частей, устранение непоследовательности изложения, исключение подробностей, необязательных для раскрытия смысла. Описание: набор отдельных деталей, создающих представление о предмете в целом, необходимость исключения вводных частей, не связанных с основной темой изложения. Рассуждение: убеждение читателя при четкости и логичности доказательства.

Редактирование заголовков. Основные требования, предъявляемые к заголовку: соответствие заголовка содержанию и текста, точность, ясность, простота, новизна. Недопустимость использования в пределах полосы или разворота лексически и синтаксически однотипных заголовков. Типичные ошибки в выборе заголовка: заголовок текста шире или уже его содержания, допускается двоякое толкование, невыразительность, стандартность.

ДЛЯ СПРАВОК: Термины и понятия

Закон тождества – в процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны сами себе (А. Д. Гетманова). Нарушение этого закона ведет к двусмысленности (Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без историй. Н. Гоголь. Мой дорогой портной. Очень дорогой).

Закон непротиворечия – два противоречивых суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении (А. Д. Гетманова).

Закон исключенного третьего – из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано (А. Д. Гетманова).

Затекст – фрагмент действительности, описываемого в тексте. Целью текста является описание затекста в том ракурсе, в каком он видится автору (В. П. Белянин).

Идея – «главная мысль», «основной вывод», которые находят свое выражение в целостной структуре текста и не могут быть выражены «своими словами» (оторванными от языковой формы) (А. И. Горшков).

Описание -характеристика предмета, явления, события путем перечисления его признаков, которые необходимо представить себе все одновременно (портрет, пейзаж, характеристика). Статическое описание – 1) характеристика предмета (В. В. Одинцов); 2) описание, которое прерывает развитие действия (Г. Я. Солганик). Динамическое описание – 1) характеристика действия, процесса (В. В. Одинцов); 2) описание, обычно небольшое по объему, которое не приостанавливает действие, будучи включенным в событие (Г. Я. Солганик).

Повествование – развитие и последовательное описание событий, передача развития действия; всегда акционально, динамично (имеет сюжет). Повествование теснейшим образом связано с пространством и временем. Обозначение места, действия, названия лиц и не лиц, производящих действия, и обозначения самих действий – языковые средства, с помощью которых ведется повествование (Г. Я. Солганик).

Подтекст – скрытая информация, извлекаемая из текста благодаря ассоциативности его единиц и их способности к приращению смыслов (В. П. Белянин); любое нарушение нормы заставляет читателя искать подтекст (К. А. Долинин); способ соотнесения воспринимаемого и интерпретируемого читателем текста с внешним миром, заданным в нем не «напрямую», а посредством разного рода «подсказок», недомолвок, намеков (Ю. А. Левицкий).

Пресуппозиция (фоновые знания) – это компонент смысла текста, который не выражен словесно, это предварительное знание, дающее возможность адекватно воспринимать текст. Пресуппозиция может возникнуть при чтении предшествующего текста или оказаться вовсе за пределами текста как результат знания и опыта составителя текста (Н. С. Валгина).

Рассуждение – цепь умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в последовательной форме; ряд суждений, относящихся к какому-либо вопросу, которые следуют одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают другие, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос (Г. Я. Солганик). Композиция рассуждения, как правило, состоит из тезиса, аргументации (доказательства) и вывода (заключения). Обычно характеризуется причинно-следственными связями, четкой позицией автора, статичностью.

Сильная позиция текста – часть текста, которая может быть понята вне оставшейся части этого же текста, тогда как адекватное понимание целого текста возможно только при условии понимания его сильных позиций; обладают такими свойствами, как метатекстовость; наличие семантических или/и формально-семантических связей со всеми основными частями текста; способность к представлению в сжатом, свернутом виде содержания текста в форме отдельного текстового знака или относительно автономного метатекстового фрагмента текста (В. А. Лукин).

Содержание – раскрытие темы;авторское отражение определенного отрезка действительности, существовавшей объективно или вымышленной писателем.

Тема – 1) компонент актуального членения предложения, исходный пункт сообщения (предложения). Мысль движется от известного к новому, что на уровне предложения выражено в тема-рематической структуре предложения. Подавляющее большинство русских предложений состоит из темы и ремы. Тема – это данное, известное, подлежащее развитию. Рема – новая информация, ради которой совершается общение. Смысловое, фразовое ударение падает на рему; 2) предмет повествования, описания, рассуждения, исследования, обсуждения и т.п. (А. И. Горшков).

Фоновые знания – социальные (известны всем участникам речевого акта до начала сообщения), индивидуальные (известны только двум участникам диалога до начала их общения), коллективные (известны членам определенной социальной группы) (В. Я. Шабес).

Энциклопедия – сеть текстов, хранящихся в памяти интерпретатора, обеспечивающих процесс интерпретации текста. Запас знаний о пространстве культуры, языке, системе образующих его кодов (У. Эко).

Список литературы

1. Блисковский З. Д. Муки заголовка. М. 1972.

2. Валгина Н. С. Теория текста. М., 2003.

3. Габ М. А. Проблемы анализа семантической структуры текста. М., 1992.

4. Гин Н. Б. Информативность поэтического текста. Калининград, 1996.

5. Голякова Л. А. Подтекст как полидетерминированное явление. Пермь, 1999.

6. Залевская А. А. Текст и его понимание. Тверь, 2001.

7. Золян С. Т. Семантика и структура поэтического текста. Ереван, 1991.

8. Камчатнев А. М. Подтекст: термин и понятие. // ФН, 1988. №3.

9. Кожина Н. А. Заглавие художественного произведения: онтология, функции, типология // Проблемы структурной лингвистики. 1984. М., 1986.

10. Крюкова Н. Ф. Метафорика и смысловая организация текста. Тверь, 2000.

11. Лазарева Э. А. Заголовок в газете. Свердловск, 1989.

12. Левин Ю. И. О типологии непонимания текста // Поэтика и семиотика. М., 1998.

13. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 1999.

14. Лузина Л. Г. Распределение информации в тексте: лингвистический и прагмалингвистический аспекты. М., 1996.

15. Москальская О. И. Семантика текста // Вопросы языкознания..1980. №6.

16. Новиков А. И. Семантика текста и ее формализация. М., 1983.

17. Общение. Текст. Высказывание. М., 1989.

18. Попов Ю. В. Текст: структура и семантика. Минск, 1984.

19. Попова Н. Б. Информативность поэтического текста. Екатеринбург, 1992.

20. Савинич Л. В. Эзопов язык и приемы создания подтекста // РЯШ, 1994. №2.

21. Сафонов А. А. Стилистика газетных заголовков // Стилистика газетных жанров. М., 1981. С. 205–228.

22. Солганик Г. Я. Стилистика текста. М., 2001.

23. Текст как инструмент общения. М., 1983.

24. Текст как психолингвистическая реальность. М., 1982.

25. Текст, контекст и подтекст. Пермь, 2000.

26. Текст: семантика и структура. М., 1983.

27. Фатеева Н. А. О лингвопоэтическом и семиотическом статусе заглавий художественных произведений // Поэтика и стилистика. 1988-1990. М., 1991.

28. Шабес В. Я. Событие и текст. М., 1989.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: