1.Охарактеризуйте роль различных факторов (социальный заказ, особенности воспитанников, национальное своеобразие и др.) в определении целей воспитания.
2.Каково содержание воспитательной работы в образовательных учреждениях различного типа?
3.Дайте определение понятиям «методы воспитания», «приемы воспитания». Раскройте назначение и функции методов воспитания. Условия и факторы, определяющие выбор методов воспитания.
4.Какие подходы к классификации методов воспитания существуют в педагогике? Определите, в чем сильные и слабые стороны каждой классификации?
5.Что лежит в основе выбора того или иного метода воспитания? Приведите примеры.
6.Дайте определение и охарактеризуйте средства воспитания:
6.1.Социальные группы.
6.2.Знаковые символы (способы коммуникации).
6.3.Материальные средства (механические средства, культурные ценности: игрушки, книги, произведения искусства, видеофильмы и т.д.).
7.Что такое форма воспитания? Перечислите известные вам формы воспитательной работы.
|
|
8.Формы воспитания как образ взаимодействия объектов и субъектов воспитания. Зависимость форм от средств воспитания. Взаимосвязи форм и методов воспитания.
9.Классификация форм воспитательной работы. Проблема выбора форм воспитательной работы. Условия и факторы, определяющие выбор форм воспитательной работы.
10.Назовите виды педагогических задач. Приведите примеры. Что общего и различного в содержании понятий «педагогическая проблема», «педагогическая задача», «педагогическая ситуация»?
11.Дайте характеристику педагогическим задачам разных типов. Каковы этапы решения педагогической задачи?
Задания:
1.Основной вопрос, возникающий при определении содержания воспитания, это вопрос о выборе системы ценностей. Охарактеризуйте иерархию ценностей и идеалов, приведенную в учебнике «Педагогика» под редакцией А.П.Тряпициной (Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ под ред А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2013. 304 с.).
2.Составьте коллаж из вырезанных картинок, рисунков, фраз, цитат, слов, букв и т.п., который бы давал наглядное представление о какой либо ценности как основе содержания воспитания в «идеальной», на ваш взгляд, школе.
Отразите в любых символических картинках, надписях, моделях, изображениях цели такой школы, содержание ее воспитательной деятельности, взаимоотношения педагогов и воспитанников, события и традиции, которые будут способствовать присвоению этой базовой ценности воспитанниками.
Тема 6. Планирование воспитательной работы
1.Каковы этапы планирования воспитательной работы классным руководителем, мастером производственного обучения, куратором учебной группы?
|
|
2.Чем определяется содержание, форма и структура планов воспитательной работы в образовательных учреждениях разного типа?
3.Охарактеризуйте основные направления воспитательной работы, задачи и содержание каждого направления.
5.Какими характеристиками определяется содержание понятия «базовая культура личности»? Что лежит в основе программа формирования базовой культуры личности?
6.Дайте определение понятию «целевая программа», «форсайт-прект». Ознакомьтесь со структурой и содержанием действующих целевых программ м форсайт-пректов.
Задания:
1.Разработайте план воспитательной работы классного руководителя по одной из заданных схем:
I. Модель плана воспитательной работы.
1.Проблемно-ориентированный анализ воспитательной ситуации в классе/группе.
2.Основные воспитательные задачи, связанные с образом воспитанника.
Прогнозируемый результат воспитательной работы (степень приближения к образу воспитанника).
3.Жизнедеятельность классного коллектива.
4.Работа с родителями.
II. Модель плана воспитательной работы
1 .Краткий анализ результатов воспитательной работы в истекшем учебном году.
2.Цели и задачи воспитательной работы.
3.Прогнозируемый результат воспитания.
4.Комплекс дел по достижению цели и задач.
2.Составьте программу самовоспитания на 1 месяц.