Тема 5. Содержание, методы и формы воспитательной работы

1.Охарактеризуйте роль различных факторов (социальный заказ, особенности воспитанников, национальное своеобразие и др.) в определении целей воспитания.

2.Каково содержание воспитательной работы в образовательных учреждениях различного типа?

3.Дайте определение понятиям «методы воспитания», «приемы воспитания». Раскройте назначение и функции методов воспитания. Условия и факторы, определяющие выбор методов воспитания.

4.Какие подходы к классификации методов воспитания существуют в педагогике? Определите, в чем сильные и слабые стороны каждой классификации?

5.Что лежит в основе выбора того или иного метода воспитания? Приведите примеры.

6.Дайте определение и охарактеризуйте средства воспитания:

6.1.Социальные группы.

6.2.Знаковые символы (способы коммуникации).

6.3.Материальные средства (механические средства, культурные ценности: игрушки, книги, произведения искусства, видеофильмы и т.д.).

7.Что такое форма воспитания? Перечислите известные вам формы воспитательной работы.

8.Формы воспитания как образ взаимодействия объектов и субъектов воспитания. Зависимость форм от средств воспитания. Взаимосвязи форм и методов воспитания.

9.Классификация форм воспитательной работы. Проблема выбора форм воспитательной работы. Условия и факторы, определяющие выбор форм воспитательной работы.

10.Назовите виды педагогических задач. Приведите примеры. Что общего и различного в содержании понятий «педагогическая проблема», «педагогическая задача», «педагогическая ситуация»?

11.Дайте характеристику педагогическим задачам разных типов. Каковы этапы решения педагогической задачи?

Задания:

1.Основной вопрос, возникающий при определении содержания воспитания, это вопрос о выборе системы ценностей. Охарактеризуйте иерархию ценностей и идеалов, приведенную в учебнике «Педагогика» под редакцией А.П.Тряпициной (Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ под ред А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2013. 304 с.).

2.Составьте коллаж из вырезанных картинок, рисунков, фраз, цитат, слов, букв и т.п., который бы давал наглядное представление о какой либо ценности как основе содержания воспитания в «идеальной», на ваш взгляд, школе.

Отразите в любых символических картинках, надписях, моделях, изображениях цели такой школы, содержание ее воспитательной деятельности, взаимоотношения педагогов и воспитанников, события и традиции, которые будут способствовать присвоению этой базовой ценности воспитанниками.

Тема 6. Планирование воспитательной работы

1.Каковы этапы планирования воспитательной работы классным руководителем, мастером производственного обучения, куратором учебной группы?

2.Чем определяется содержание, форма и структура планов воспитательной работы в образовательных учреждениях разного типа?

3.Охарактеризуйте основные направления воспитательной работы, задачи и содержание каждого направления.

5.Какими характеристиками определяется содержание понятия «базовая культура личности»? Что лежит в основе программа формирования базовой культуры личности?

6.Дайте определение понятию «целевая программа», «форсайт-прект». Ознакомьтесь со структурой и содержанием действующих целевых программ м форсайт-пректов.

Задания:

1.Разработайте план воспитательной работы классного руководителя по одной из заданных схем:

I. Модель плана воспитательной работы.

1.Проблемно-ориентированный анализ воспитательной ситуации в классе/группе.

2.Основные воспитательные задачи, связанные с образом воспитанника.

Прогнозируемый результат воспитательной работы (степень приближения к образу воспитанника).

3.Жизнедеятельность классного коллектива.

4.Работа с родителями.

II. Модель плана воспитательной работы

1 .Краткий анализ результатов воспитательной работы в истекшем учебном году.

2.Цели и задачи воспитательной работы.

3.Прогнозируемый результат воспитания.

4.Комплекс дел по достижению цели и задач.

2.Составьте программу самовоспитания на 1 месяц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: