В.А. Гусак

Магистрант кафедры «Менеджмент и маркетинг

На морском транспорте»

Одесский национальный морской университет

(Одесса, Украина)

ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРИ

РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ПЕРЕГРУЗКИ ГРУЗОВ В МОРСКИХ

ПОРТАХ

© Гусак В.А., 2014

Постановка проблемы и цель исследования. Основным фактором увеличения прибыли проекта является снижение его себестоимости. Формирование себестоимости портовых услуг является объективно необходимым условием в процессе разработки проекта и осуществляется в следующих целях: установление уровня безубыточной цены; контроль затрат в реализации проекта; расчет прибыльности проекта. Цель статьи - анализ сущности и структуры себестоимости портовых услуг для сокращения расходов разрабатываемого проекта по перегрузке груза в морском порту, поиск путей снижения уровня себестоимости.

Результаты исследования. Когда речь идет об управлении расходами, важно сделать определенные расчеты на этапе разработки проекта. Точность процесса расчета себестоимости услуг – это один из факторов, который может привести проект к успеху или к неудаче.

Себестоимость услуг - это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию этих услуг. Для снижения себестоимости следует либо снижать расходы, либо увеличивать объем груза. Алгоритм расчета себестоимости требует четкого понимания этапов ее формирования, состав и группировка затрат, образующих саму себестоимость. Формирование себестоимости погрузо-разгрузочных работ (ПРР) состоит из 2-хэтапов:

1) Все расходы портов, включаемых в себестоимость выполнения ПРР, относятся к следующим группам:

- расходы, которые относятся к «грузовым работам». Их формирование осуществляется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденного начальником порта;

- расходы по хранению грузов на складах портов, которые определяются подсчетом затрат на содержание складов закрытого и открытого типа;

- расходы по содержанию причалов и их территории для переработки грузов. Они распределяются по классам груза пропорционально времени использования причалов под грузовыми операциями.

2) Определение объемов работ состоит из:

- расчета наряд-задания на выполнение ПРР на каждую технологическую схему при обработке судов;

- формирования вариантного отчета с определением рода и количества груза в соответствии с технологическими схемами, по количеству перегрузочной техники, с определением нормы выработки докеров-механизаторов и количества использования машино-часов перегрузочной техники.

В зависимости от количества грузовых операций себестоимость ПРР по каждому классу груза рассчитывается по шести категориям тарифных ставок оплаты. Весь технологический процесс по переработке груза в порту можно условно разделить на 4 элемента: 1) доставка груза ж.д./автотранспортом, 2) расположение груза на складе, 3) перемещение груза на причал/к борту судна, 4) погрузка/выгрузка груза с судна. Различные сочетания этих элементов определяют каждую из 6 категорий тарифних ставок. Работы, которые проводятся в рамках всех этих 4х элементов (т.е. включен полный набор работ), относятся к 1-ой категории. Ко 2-ой категории относятся работы, связанные с перегрузкой груза на склад – причал – судно. 3-я категория: причал – судно. 4-я категория: ж.д./автотранспорт – склад – причал. 5-я категория: ж.д./автотранспорт – склад. 6-я категория: склад – причал. Если условно принять уровень ставок 1-й категории за единицу (= 1), то по отношению к ним уровень ставок других категорий составит: 2-й категории - 0,75; 3-ий - 0,6, 4 - й - 0,4, 5-й - 0,25, 6-й - 0,15.Себестоимость по другим категориям будет определяться умножениям себестоимости 1-ой категории на коэффициент соответствующей категории.

Снижение себестоимости – это важный фактор развития экономики порта. Чтоб снизить себестоимость, необходимо снизить расходы, которые формируют ее. К наиболее важным резервам относят сокращение расходов технологической линии (ТЛ). Снижение таких расходов происходит за счет:

- совершенствования работы по перегрузке груза с помощью создания новых спецзахватов, направленных на увеличение производительности труда;

- организации рабочего процесса, направленного на сокращение трудоемкости перегрузки, уменьшая использование количества докеров на ТЛ;

- накопления крупных партий груза на складской территории, приближенной к причальной зоне, сократив использования перегрузочной техники, снизив количество грузовых операций на ТЛ при обработке судов.

Выводы. Расчет себестоимости ПРР позволяет провести анализ эффективности перегрузки данного вида груза, насколько рентабельно для предприятия его перегружать, а также эффективность всего проекта. Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости услуг – это четкое определение состава производственных затрат. Результатом просчетов, допущенных во время определения себестоимости, становятся неверные управленческие решения, неверное планирование, выбор неверной стратегии развития компании.

Литература

1. Касапчук В. Себестоимость портовых услуг — вопросы без ответов/ В.

Касапчук// Порты Украины плюс. - 2004.- № 2.

2. Попов В.В. Зарубежная практика портового ценообразования/В.В. Попов //

Порты Украины. – 2013. – № 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: