Перспективы развития франчайзинга в Украине

© Кузнецова Е.П., 2014

Постановка проблемы. Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях для организации, которая планирует успешную деятельность, концепция франчайзинга или система "льготного" предпринимательства в современных условиях в мире приобретает все большее распространение и актуальность. Государство проводит недостаточно мероприятий для развития малого и среднего предпринимательства и выведения его на совершенно другой передовой уровень. В связи с этим, предприниматели ищут пути ведения менее рискованного бизнеса [1].

Задача исследования – изучение основных тенденций развития рынка франчайзинга в Украине, раскрытие основных причин роста рынка франчайзинга, освещение главных проблем ведения франчайзинговой деятельности в Украине.

Объект исследования – развитие франчайзинга в Украине, предмет – перспективы развития франчайзинга. Целью исследования является рассмотрение условий распространения франчайзинга в Украине.

Изложение основного материала. Анализируя состояние франчайзинговых отношений в Украине, можно сказать, что одной из основных характеристик украинского франчайзинга является присутствие иностранного элемента. Это вызывает определенные правовые проблемы: выяснение правосубъектности иностранной стороны; правовое регулирование и защита исключительных прав промышленной собственности, соответствие украинского законодательства международным нормам и соглашениям.

Признанными лидерами франчайзинга и экспортерами франшизного бизнеса в мире являются США, Канада, Корея, Япония, Австралия, лидеры Европы – Германия, Франция, Великобритания [3]. Наибольшее количество компаний-франчайзеров в 2012 году относятся США (около 1500), а также Южной Кореи (1300), Канаде (1200), Японии (1100). В Европе по количеству франчайзеров лидирует Германия (950), Франция (720). Когда в мире франчайзинг уже давно является неотъемлемым атрибутом экономики, то в Украине он только начинает находить своих сторонников.

В Украине первый франчайзинговый договор был подписан в 1994 году и в дальнейшем наблюдается его развитие. Наиболее распространен франчайзинг в таких сферах, как торговля – 57,6%, общественное питание – 19,2%, сфера услуг – 18,4%, производство – 2,5%, информация – 2% [2].

Статистическая информация о деятельности франчайзинговых предприятий приводится Ассоциацией франчайзинга в Украине (АФУ). По состоянию на 25.07.2012 в Украине функционировало 409 франчайзеров, а вообще по данным данного учреждения в Украине количество франчайзеров 862, из них членов АФУ – 124; виртуальных – 453.

Оборот франчайзинга в Украине, по данным экспертов рынка, оценивают примерно в 1,5 млрд долларов, что составляет около 3% товарооборота страны. Если учесть, что в развитых странах во франчайзинге вращается от 40 до 60% общего товарооборота, то мы можем понять, какой есть потенциал развития этого вида бизнеса в нашей стране.

Итак, франчайзинг имеет ряд преимуществ, которые позволяют снизить операционные расходы и повысить эффективность производственной деятельности, что особенно важно для Украины в современных условиях. Однако, рынок франчайзинга также имеет ряд проблем, требующих решения. К таким проблемам следует отнести следующие: несовершенство правового обеспечения реализации механизма франчайзинга в Украине, отсутствие подробной информации о франчайзинге как метод ведения бизнеса, отсутствие практики апробации бизнеса, несовершенная финансово-кредитная политика в стране.

Выводы. Франчайзинг имеет и широкие перспективные возможности для развития, поэтому для решения вышеуказанных проблем необходимо:включить системы развития франчайзинга в правительственную программу поддержки малого предпринимательства, обеспечить целевое финансирование начальных франчайзи, усовершенствовать законодательство о регулировании франчайзинговых отношений, создать систему налоговых льгот для франчайзи, предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета, сократить перечень и объемов платежей на экспортно-импортные операции, создать сеть учебно-консультационных центров по франчайзингу [1].

Таким образом, франчайзинг, как форма международного бизнеса, является резервом развития малых и совместных предприятий Украины, занимающихся разработкой и производственным воплощением продукции инновационного характера. В ближайшей перспективе целесообразно развитие франчайзинга в сфере услуг, связанных с обследованием имеющегося на производстве технологического оборудования и выбором наиболее рационального метода его замены либо модернизации.

Литература

1. Газета:спецвыпуск к выставке «Франчайзинг 2012». Мир франчайзинга – 2012. –

№ 49. – С. 8.

2. Режим доступа. http://franchising.ua/franchise-basics/3

3. Режим доступа [Электронный ресурс] http://triarh-franchising.com/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: