Поэмы Абая, их связь с восточной литературой

В творческом наследии Абая есть поэмы «Искандер», «Масгут», «Азим». Эти поэмы внесли много нового в развитие лироэпического жанра в казахской литературе. Внешне поэмы Абая напоминают образцы поэзии, распространенной на Востоке, в духе литературной традиции — на-зиры (разработка или продолжение темы, воспетой предшественниками). Но идейно-художественное содержание произведений Абая выходит за рамки назиры: здесь великий поэт независим от восточных образцов. В этом отношении особенно характерна поэма «Искандер». Образ Искандера — Алексардра.. Обращаясь к традиционной в восточной поэзии теме — жизни и деятельности Искандера, Абай дает совершенно новое, отличное от восточной традиции, истолкование его образа. Искандер беспощаден, кровожаден и зол. Ненасытность глаз у иных велика. Все им мало, коль мир весь держит рука. Но умрут они — и для мертвых их глаз. Алмаз и сапфир не ценнее песка. Так осуждаются поэтом завоевательные походы Искандера, насилие его над народами, его алчность, любовь к славе, жестокость. Человек, вставший на путь зла, неизменно придет к крушению, и царь Искандер должен согласиться с Аристотелем и задуматься над бессмысленностью всего им совершенного. В образе Аристотеля воплошен человеческий разум. Абай утверждает высшую роль разума в жизни общества. Он размышляет о чести и долге, о достоинстве человека, о великодушии — обо всем том, чему посвящено большинство произведений классики казахской литературы. Абай тяжело переживал пороки современного ему казахского общества — несправедливость, бесправие, насилие, межродовую борьбу, невежество. Его всегда возмущало то. что многие его современники жили только ради богатства, чинов, славы. И поэма об Искандере, хотя и написана на историческую тему, резко осуждает эти пороки, возвеличивает роль разума, показывает превосходство его над властью. Используя исторический материал, Абай указывает на злободневные общественно-нравственные проблемы. Такого соединения исторических и жгучих современных проблем до Абая казахская литература не знала. В другой поэме «Масгут» Абай высказывает горькую мысль о том, что невежество пагубно действует на людей, губит все светлое и доброе. Над Багдадом прошел «зловредный» дождь, который всех сводит с ума. Безумная толпа заставляет разумного Масгута и халифа пить вместе с ней вредоносную воду — и они тоже стали безумными. Вот пример, как всесильна глупость порой. Не пускай свой ум по дороге чужой. Не много хорошего приобретешь. Слепо следуя за безумной толпой. Так, с болью в сердце, с тревогой в душе пишет Абай о болезни времени — о пагубном, разрушительном влиянии невежества и глупости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: