Влияние творчества поэта на духовную жизнь казахского народа

Знакомство с произведениями устного народного творчества, в которых нашли отражение идеи борьбы против несправедливости, насилия и бесправия, имело большое значение не только в развитии творчества Абая, но и в его социально-политическом становлении. Усвоение лучших достижений казахской культуры, явилось источником формирования его прогрессивных взглядов, помогло ему стать создателем новой культуры казахского народа, воодушевлять его в борьбе за справедливость и процветание. Огромное влияние на мировоззренческое формирование Абая оказало его знакомство с сосланными в Семипалатинск русскими народовольцами и революционными демократами. Все они были представителями прогрессивной русской интеллигенции, воспитанными на революционно-демократических идеях Н. Г. Чернышевского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова. Особенно близко он сошелся с молодыми ссыльными Е. Михаэлисом и его другом и родственником Александром Леонтьевым – публицистом, человеком разносторонних научных интересов. Глубокое проникновение в творческое наследие гениальных мыслителей Востока и революционно-демократические традиции российской литературы, помноженное на собственный гений Абая дали в его творчестве блистательные результаты. Многогранны, многоаспектны творческие интересы поэта. Это проблемы просвещения, прогресса, знания, науки, нравственности, поэзии, музыки и многие другие. Абай внес огромный вклад в национальное возвышение казахов, в развитие общественной и нравственной мысли народа, в формирование новой литературы и культуры в целом. Его роль в истории казахской культуры сравнима с ролью таких же великих, как он, деятелей других народов. Всю жизнь Абай искал истину, но истина есть процесс. По этой причине им никогда не овладевало чувство, что уже все сделано. А потому его жизнь – это непрестанное духовное развитие, вечный поиск, напряженная работа души. Абай своим творчеством приобщал родной народ к богатствам мировой цивилизации и одновременно вносил в нее лучшие духовные ценности казахского этноса. Бесценен вклад мыслителя в национальное пробуждение казахов, в развитие их социально-политической и философско-этической мысли, в формирование новой казахской литературы и утверждение казахского литературного языка, в национальную поэзию и музыку, всего того, что на языке науки обозначается понятием «Общественное сознание». Абай был просветителем своего народа в самом высоком содержании данного понятия. Гуманизм и просветительство мыслителя, их влияние на все сферы жизнедеятельности казахского общества, тонкое и глубокое знание народных чаяний и, бескорыстное, мужественное служение по претворению их в жизнь, вызывают чувство искреннего уважения личности великого мыслителя-поэта. Духовное богатство любого народа измеряется деяниями тех, кто внес наибольшее количество Добра в свое общество. Нравственное сознание народа находит в нем живительную, питательную почву, неиссякаемый животворный родник социального и морального совершенствования. Одним из таких великих и неиссякаемых духовных родников казахского народа был и остается Абай.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: