Виды обучения. Каждая дидактическая система вызывает к жизни определенный вид (тип) обучения со своими особенностями и соответствующей технологией

Каждая дидактическая система вызывает к жизни определенный вид (тип) обучения со своими особенностями и соответствующей технологией. Вид (тип) обучения – это общий способ организации учебно-воспитательного процесса. Определение вида обучения осуществляется на основе анализа главных его структурных компонентов: 1) характера деятельности учителя; 2) особенностей обучения учеников; 3) специфики применения знаний на практике и др. По этому критерию выделяется несколько типов обучения:

• догматическое,

• объяснительно-иллюстративное,

• проблемное,

• программированное,

• компьютерное.

В одно и то же время практически применяются несколько различных видов обучения. Догматическое обучение, существовавшее в Европе много веков, предполагает изучение явлений действительности, связей между ними как определенных неизменных положений (догм). Учитель излагал ученикам определенную сумму знаний в готовом виде, а ученики должны были запоминать и воспроизводить. Этот тип обучения наиболее способствует развитию механической памяти, но не создает условий для интеллектуального роста личности. Вполне естественно, что со временем школа отошла от догматического обучения, но некоторые его элементы сохраняются и поныне.

Наиболее интенсивно в современной школе используются три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:

• объяснительно-иллюстративное (ОИ), называемое также традиционным или сообщающим;

• проблемное (ПбО);

• программированное (ПО) и развившееся на его основе компьютерное обучение (КО).

Проблемные вопросы и задания нужно поставить так, чтобы они:

• содержали посильное для учеников и доступное для них мыслительное затруднение;

• учитывали имеющийся у них запас знаний, умений, а также их интеллектуальные возможности;

• вызывали удивление детей при сопоставлении известного с неизвестным, желание преодолеть это затруднение;

• подталкивали их к выдвижению гипотез о том, как разрешить возникшее затруднение;

• отражали материал не только одного учебного предмета.

Проблемное обучение реализуется с помощью проблемного изложения знаний, частично поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов. В начальной школе чаще используются элементы ПбО, которые вплетаются в уроки в виде проблемных вопросов и проблемного изложения знаний. Учителя будут активизировать работу в этом направлении, потому что младший школьный возраст сензитивный, т.е. наиболее благоприятный для решения проблем. Работа в этом направлении будет более успешной, если:

• учителя будут хорошо подготовлены к реализации ПбО;

• ученики будут поставлены перед необходимостью решения хотя бы элементов проблемных вопросов и заданий;

• будут созданы необходимые условия для введения и успешного разрешения учебных проблем.

Преимущества ПбО хорошо известны: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам следует отнести слабую управляемость познавательной деятельностью учеников, большие затраты времени на достижение запроектированных целей. Поэтому проблемное обучение в начальной школе следует применять с умеренностью и осторожностью. Распространенный здесь недостаток – выделение неопытными учителями проблем там, где их нет даже для школьников. Возникает «игра в проблемность» вместо действительного обнажения и разрешения проблем.

Программированное обучение (ПО). Название происходит от термина «программа», что обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель ПО – улучшение управления учебным процессом. ПО направляет свои усилия на создание такой технологии учебного процесса, которая позволяет контролировать каждый шаг продвижения ученика по пути познания и благодаря этому оказывать ему своевременную помощь. Если это удается сделать, ученики избавляются от ряда затруднений, потери интереса и других негативных последствий, сопровождающих плохо управляемый процесс.

Особенности программированного обучения заключаются в том, что:

• учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);

• учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

• каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т.д.);

• при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;

• при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;

• каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;

• результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);

• педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;

• в учебном процессе широкое применение находят специфические средства ПО (учебные пособия, компьютерные тренажеры, контролирующие устройства).

Из рассмотренного материала можно сделать выводы о практическом применении в современной начальной школе нескольких видов обучения: объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного, компьютерного. Все больше применяются новые информационные технологии (в зависимости от поставленной цели), выбирается тот вид обучения, который позволяет наиболее эффективно решить намеченные задачи. Хорошие результаты обеспечивает сочетание различных видов обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: