Задания для СРС. Тема 5. Причины и условия преступности

Тема 5. Причины и условия преступности.

Преступность – недуг общества.

Платон

Задания для СРС

Формы самостоятельной работы по выбору студента:

1. Составьте схему «Условия и факторы преступности».

2. Составьте схему «Классификация условий преступности».

3. Составьте схему «Формирующие и способствующие условия преступности и преступлений».

4. Составьте схему «Классификация причин индивидуального преступного поведения».

5. Составьте схему «Классификация причин и условий преступности».

6. Составьте схему «Классификация причин преступности».

7. Составьте схему «Причины и условия конкретного преступления».

8. Составьте схему «Мотивы преступлений».

9. Составьте схему «Классификация ситуаций преступлений».

10. Составьте схему «Структура причин отдельного преступления».

11. Оцените роль нижеприведенных условий и факторов на преступность; ранжируйте их по степени влияния на преступность и отдельные преступления; укажите, какие факторы сдерживают преступность:

- законы и правовые акты;

- состояние экономической сферы общества;

- семья;

- школа;

- незаконный оборот наркотиков;

- потребления алкоголя;

- демонстрация по телевидению кинофильмов, в которых показывается насилие;

- деятельность правоохранительных органов;

- свободы: слова, печати, демонстраций и др.;

- этнический состав населения региона;

- религия;

- мораль;

- климат;

- психологические характеристики индивида;

- патологические отклонения в психике человека;

- расширение межгосударственных связей, деловых и туристских контактов;

- изменение структуры и характера производства, безработица;

- обесценивание денежных накоплений населения, инфляция.

12. Определите, какие из перечисленных в задании 10 обстоя­тельств имеют объективный, субъективный или объективно-субъективный характер.

13. Объясните, как обстоятельства, перечисленные в задании 10, могут влиять на преступность в целом, на отдельные ее структурные части и совершение конкретных преступлений.

14. Укажите, какие факторы определяют тенденции и перспективы преступности в России в современных условиях.

15. Укажите, в каких из перечисленных ниже явлениях необходимо искать причины конкретного преступления, а в каких - причины преступности в целом:

- индивидуальные особенности личности преступника;

- социальные, экономические, психологические явления и процессы, свойственные данному обществу;

- социально-экономические противоречия;

- конкретно-исторические противоречия развития нашего общества;

- конкретная жизненная ситуация.

Обоснуйте свой ответ.

16. Маляры СМУ-10 Чориев, 30 лет, ранее судимый за злостное хулиганство и отбывший наказания в виде лишения свободы, Грачев, 27 лет, неоднократно привлеченный к административной ответственности за мелкое хулиганство, прогулы в связи с выпивками и т.п., а также Рогов, 19 лет, получив заработную плату, устроили коллективную выпивку. Купив три бутылки водки и три бутылки вина в ларьке, расположенном в 200 м от ворот СМУ, Чориев, Грачев и Рогов выпивали, сидя на досках у ограды управления. Маляры опьянели, стали курить, бросая зажженные спички под деревянный забор СМУ, выражались нецензурными словами в адрес проходящих мимо граждан, кидали в них комья земли. Сторожа СМУ-10 Иванову, сделавшую им замечание, Рогов обругал нецензурными словами и, толкнув рукой, сказал: «Убирайся, пока жива, а то я с тобой по-другому поговорю». Иванова, зная, что Рогов скандалит дома, не уважает мать, дружит с пьяницами и хулиганами Чориевым и Грачевым, и опасаясь избиения, ушла во двор СМУ. Работнику того же управления Лобову, пытавшемуся уговорить маляров идти домой, Чориев и Рогов, выражаясь нецензурными словами, нанесли несколько ударов кулаками по голове и лицу. Дальнейшее избиение Лобова было предотвращено группой работников, вышедших из ворот СМУ. Однако работники отпустили маляров, так как они пообещали немедленно уйти домой. Чориев, Грачев и Рогов ушли в сквер, находящийся неподалеку от СМУ-10, и, увидев сидящих на скамейке Первухина и Лосеву, стали требовать от них деньги. Чориев и Грачев свалили Первухина на землю, избили, причинив легкие телесные повреждения, отобрали часы «Победа», 1600 руб. и военный билет. Рогов вырвал из рук Лосевой сумочку, где было 20000 руб. и вместе с Чориевым и Грачевым убежал. На похищенные деньги виновные в тот же вечер купили водки, вина и сигарет. По делу установлено, что коллективные выпивки рабочие СМУ-10 устраивали систематически в дни получки. Мастера и начальники участков от работы по пресечению подобных случаев фактически самоустранились. Обвиняемые по делу работали в СМУ-10: Чориев - немногим больше месяца; Грачев - около шести месяцев, ранее сменил несколько предприятий и строек, увольнялся за прогулы и по собственному желанию; Рогов - немногим больше года, сразу после окончания средней школы.

Установите обстоятельства, которые обусловили совершение данного конкретного преступления, для чего выделите следующие группы обстоятельств, относящиеся:

а) к личности каждого из обвиняемых;

б) к условиям неблагоприятного нравственного формирования их;

в) к ситуации и поводам к совершению преступления;

г) к условиям, облегчившим совершение преступления.

Покажите взаимосвязь и конкретную роль каждого из обстоятельств как причин и условий данного преступления.

Раскройте развитие во времени причинно-следственной цепочки антиобщественного поведения Чориева, Грачева и Рогова.

Определите обстоятельства, облегчившие им совершение преступления, и дайте характеристику этим обстоятельствам.

Какова причина совершения виновными правонарушения.

Что явилось поводом для совершения ими правонарушения?

Исходя из фабулы уголовного дела определите форму реагирования на выявленные вами причины и условия, способствовавшие совершению преступления Чориевым, Грачевым и Роговы.

Из приведенного ниже перечня предупредительных мер укажите те, которые представляются наиболее эффективными по данному уголовному делу:

- выступление следователя перед коллективом СМУ-10 по материалам оконченного расследованием дела;

- выступление следователя или прокурора в печати, по радио с использованием материалов еще расследуемого дела;

- проведение судом выездной сессии в коллективе СМУ-10;

- привлечение к ответственности лиц, попустительствовавших совершению данного преступления;

- внесение представления об установлении дополнительных постов полиции вблизи СМУ-10, улучшении деятельности народных дружин;

- привлечение к ответственности продавца ларька за нарушение правил торговли спиртными напитками;

- усиление правового воспитания в производственных коллективах.

17. В анкете, использованной для изучения личности хулигана и причин хулиганства, были выделены по образовательному уровню следующие группы осужденных за это преступление: до 7 классов; 7-11 классов среднее общее и специальное; высшее.

Правильно ли это сделано? Какие группы обследованных следовало бы выделить по этому признаку?

18. В анкете, использованной для изучения личности хулигана и причин хулиганства, были выделены следующие места употребления спиртных напитков: место работы; место жительства; ресторан; столовая; кафе; бар; улица; иное общественное место.

Правильно ли это сделано? Каким должен быть этот перечень по нашему мнению?

19. В анкете, использованной при изучении причин обмана покупателей и условий, способствующих ее совершению, перечень предметов скупки и перепродажи: продовольственные товары; промышленные товары; холодильники; ковры; носильные вещи; спиртные напитки; фрукты и овощи; иные товары.

Правильно ли это сделано? Каким должен быть перечень предметов обмана покупателей по вашему мнению?

20. В анкете, использованной при изучении причин хищений государственного и общественного имущества, совершаемых путем присвоения, растрат и злоупотребления служебным положением, были выделены следующие мотивы, побуждающие к совершению этих преступлений: стяжательского характера; порожденные пьянством, разгульным образом жизни, азартными играми; «производственного характера» (ложно понятые интересы производства, стремление скрыть недостачу ценностей, возникшую вследствие халатности, и т.п.).

Является ли этот перечень мотивов достаточно полным? Если нет, то чем он может быть дополнен?

21. Преступления чаще всего совершаются по следующим мотивам: из корысти, хулиганских побуждений, мести и озлобления, солидарности с другими, ревности, принуждения, подражания другим лицам, зависти, озорства, самоутверждения, жестокости, эгоизма, притязания на определенную роль и оценку, социальной безответственности, же­лания показать силу, ловкость, стремления иметь престижные вещи, добыть средства на спиртное, наркотики. Какие из перечисленных мотивов присущи 14-15-летним, 16-17-летним, 18-24-летним? Дайте характеристику динамики криминальной мотивации от 14-15-летних, к 16-17-летним и 18-24-летним.

22. Определите, какие из перечисленных психофизиологических особенностей преступников относятся к числу факторов, детерминирующих преступность, какие служат благоприятным фоном антиобщественного поведения, а какие являются криминологически нейтральными:

а) унаследованные или приобретенные физические или психические дефекты;

б) физические травмы, полученные в результате несчастного случая или заболевания;

в) врожденные или приобретенные психические нарушения (слабоумие, психопатия);

г) умственные и психосоматические расстройства (психозы, психоневрозы);

д) патологии, связанные с половыми извращениями, алкоголизмом, наркоманией;

е) низкий интеллектуальный уровень, умственная ограниченность, невежество, наивность;

ж) гормональные аномалии, связанные с повышенной сексуальностью, импотенцией, и т.п.

23. В сфере политики мотивами конфликтов, а, следовательно, и убийств по найму, чаще всего бывают:

- стремление устранить конкурента на выборную должность - 6%;

- желание сорвать выборную компанию конкурента - 2%;

- месть со стороны организованных преступных групп за не выполненные обязательства по лоббированию выгодных им решений при получении квот на вывоз нефти и иного «стратегического» сырья, крупного контракта на поставку продукции, подряда на строительство инфраструктурных сооружений, территории под строительство торговых или культурно-развлекательных сооружений, возможности использовать бюджетные или инвестиционные финансовые средства - 12%;

- месть за критику, разоблачение негативной или криминальной деятельности, огласку компрометирующих материалов - 5%;

- стремление организованных преступных групп устранить соперника поддерживаемого ими кандидата на выборную или функционально-значимую государственную должность - 21%;

- месть со стороны лидера преступной группировки работнику средства массовой информации, за разглашение сведений, которые, с точки зрения организатора, подрывают его авторитет в криминальном мире - 2%;

- месть за разглашение сведений о противоправной деятельности, аморальном поведении, совершение в прошлом антиобщественных или преступных поступков, а также о связях с криминальными группами - 3%;

- желание «заказчика-организатора» пресечь журналистское расследование, о его противоправной деятельности - 4%.

Как показало проведенное нами на основе материалов уголовных дел и аналитических обзоров Департамента УР МВД РФ исследование, относящееся к периоду 2006-2009 г.г. в качестве основных причин конфликтов между организованными преступными группами, послуживших поводом для совершения убийств по найму, можно выделить следующие факторы:

- стремление конкурентов из противоборствующей группировки, устранить «вора в законе», лидера преступной группировки, при разделе или переделе сфер преступного влияния, установления контроля за определённой территорией, а также деятельностью конкретного предприятия или отрасли - 45%;

- месть конкурирующей преступной группы за организацию убийства их лидера, участника - 12%;

- стремление защитить себя, своих родственников, друзей и компаньонов от преступных посягательств, представителей организованных преступных групп - 4%;

- нежелание субъектов теневого или криминального бизнеса, лидеров преступных групп платить наёмным убийцам («одноразовые киллеры») за выполненный ими «заказ» - 9%;

- месть «заказчика-организатора» наемным убийцам, из числа участников организованной преступной группы, за невыполненные обязательства по убийству жертвы - 1%;

- желание «заказчика-организатора», устранить ненужных свидетелей из числа пособников и исполнителей убийства по найму - 5%;

- желание конкурентов «внутри» организованного сообщества не допустить возвышения одного из лидеров или «бригадиров» в криминальной иерархии - 7%;

- месть участников организованной преступной группировки одному из своих соучастников за сотрудничество с правоохранительным органам или разглашение сведений изобличающих их преступную деятельность - 6%;

- желание устранить конкурента в целях занятия более высокого положения в криминальной иерархии («вора в законе», «смотрящего», «положенца» и т.д.) - 7%;

- месть субъектов теневого или криминального бизнеса за невыполнение условий соглашения по обеспечению надлежащей их безопасности, охране от посягательств других преступных групп или защиты от оперативно-розыскных мероприятий проводимых правоохранительными органами - 1%;

- месть со стороны сообщества «воров в законе» одному из своих участников после «раскоронования», в результате его связи с правоохранительными органами, нарушения «воровских традиций», не целевого использования финансовых средств из «воровского общака» - 4%.

Проанализируйте различия в мотивации и разъясните их.

24. Люди в аналогичных ситуация ведут себя по-разному. Объясните, в чем разница между мотивом и причиной человеческого поведения, какова их взаимосвязь в генезисе преступного поведения?

25. 3 января 1990г. в 9 ч. Далматов и Чудинов купили в магазине «Нилуфар», где работала в винном отделе мать Чудинова, три бутылки водки. Распив спиртное в помещении детского клуба «Юность» при ЖЭУ №15, они взяли в доме Далматова принадлежавшие его отцу двуствольное охотничье ружье и патроны и поехали на дачу преподавателя колледжа Пермякова, где двумя выстрелами ранили последнего, причинив ему тяжкие телесные повреждения.

По делу установлено.

Административный надзор за Хазином РОВД не устанавливался. Из характеристики из мест лишения свободы (начальник подразделения В.В.Гуров) видно, что Хазин систематически допускал нарушения режима, неоднократно был замечен в употреблении алкогольных напитков, неуважительно относился к работникам ИТУ, часто не выходил на работу. На путь исправления не встал. Козлов пояснил, что в милицию после отбытия наказания его ни разу не вызывали и ему было неизвестно, что Далматов и Чудинов несовершеннолетние и причастны к совершению преступлений. Соседи Хазина - Усов, Данияров и Бутаев показали, что после освобождения из мест лише ния свободы Хазин не работал, пьянствовал. С сентября 2002г. к нему на квартиру часто приходили несовершеннолетние Далматов и Чудинов, которые жили в соседнем подъезде. Они до поздней ночи распивали спиртные напитки, шумели. Несколько раз Далматов и Чудинов приносили на квартиру Хазина вещи и продукты и предлагали их соседям по низким ценам. Голенищев, прораб СУ-2 купил за 6 тыс. 110 руб. три ящика сливочного масла и шерстяной костюм. Домохозяйка Мезенцева за 111 тыс. 822 руб. купила зимнее пальто. Студент Соян за 13 тыс. 400 руб. магнитофон «Сони». Об этих фактах соседи не заявляли в милицию, поскольку боялись расправы со стороны Хазина и его компании. Голенищев пояснил, что масло и костюм он купил у Чудинова, так как поверил, что тот продает их по просьбе своей матери. О том, что эти вещи краденые, он не знал, считал, что мать Чудинова перед ревизией реализует излишки. Мезенцева показала, что, по словам Чудинова, пальто не подошло его матери и та просила найти покупателя. Соян свою покупку объяснил желанием иметь магнитофон. О том, что они краденые, не догадывался, думал, что Чудинову и Далматову срочно нужны деньги и они продают подешевле. В ходе выемок у отмеченных лиц были изъяты соответственно ящик сливочного масла и костюм, пальто, приемник и магнитофон. В процессе расследования уголовного дела выяснилось, что Далматов и Чудинов начали курить и употреблять алкогольные напитки с 12 лет. Неоднократно убегали из дому, за что родители избивали их. С сентября 2002 г. стали часто бывать у Хазина, который много и увлекательно рассказывал о преступном мире. Они пили спиртное, пели песни, слушали музыку. Кадыров предлагал совершить кражу то продуктов, то промышленных товаров, инструктировал, как это лучше сделать. Похищенное приносили к нему на квартиру, часть вещей и продуктов продавали соседям. Один раз принесли родителям 10 кг сливочного масла, объяснив, что его дали за работу по разгрузке вагонов. О том, что Долматов и Чудинов несовершеннолетние, Хазин знал. Преступления они совершали днем, вместо занятий в колледже. За пропуски занятий их никто не порицал. Спиртное они покупали в любое время у матери Чудинова. Пили либо у себя дома, либо в детском клубе «Юность». Иногда приглашали выпить и родителей, те соглашались. Патроны и ружье Далматов и Чудинов взяли под кроватью, где их хранил отец Далматова. Преподавателя Пермякова они ранили за то, что он, зная из подслушанных разговоров о совершении ими двух краж, угрожал разоблачением, если они не прекратят преступной деятельности. При ранении Пермякова присутствовал преподаватель истории, колледжа Зияев, который после первого же выстрела убежал. В характеристиках директора колледжа Ремова указывается, что Чудинов и Далматов по месту учебы характеризуется положительно, занятий не пропускали, в курении и употреблении спиртных напитков замечены не были. Родители Далматова и Чудинова заявили, что дети у них хорошие, хозяйственные, преступлений совершить не могли. В распитии ими спиртного и в знакомстве их с Хазиным ничего плохого не видят. Иногда, по праздникам, сами выпивают. О том, что принесенное масло было украдено, они не знали. Чудинова показала, что алкогольные напитки сыну и Далматову она продавала. Отец Далматова, грузчик ресторана «Диёр», объяснил, что ружье и боеприпасы он хранил под кроватью, в членах общества охотников не состоит больше двух лет. Сын ружье никогда не брал. Далматова подтвердила, что ее сын с Чудиновым иногда распивали спиртные напитки в клубе «Юность» при ЖЭУ №15, но это им разрешала делать худрук Гвоздева. Пили они там и утром 3 января 2003 г. Гвоздева пояснила, что она разрешала Далматову и Чудинову пить спиртное в клубе, так как боялась их.

Из приведенного перечня действий укажите наиболее эффективные для установления причин и условий по данному уголовному делу: а) осмотр места происшествия; б) истребование документов; в) производство обыска; г) получение объяснений; д) выемка; е) проведение обследования общественностью; ж) назначение ревизии, инвентаризации; з) производство экспертизы; и) проведение допросов, очных ставок; к) назначение ведомственной проверки; л) производство следственного эксперимента; м) предъявление для опознания; н) получение оперативных данных и т.д.

Все ли эти следственные действия могут быть использованы для установления криминогенных обстоятельств приведенной учебной фабулы и каких, в частности, причин или условий? Составьте план мероприятий по выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, с привлечением сил общественности и органов дознания. Достаточно ли в учебной фабуле фактических данных, раскрывающих причины и условия, которые способствовали, совершению преступлений? Сгруппируйте их применительно к каждому криминогенному обстоятельству.

Выясните связь установленных криминогенных обстоятельств с обстоятельствами, подлежащими доказыванию по уголовному делу: 1) с событием преступления; 2) с виновностью обвиняемого в совершении преступления и мотивами преступления; 3) обстоятельствами, влияющими на степень и характер ответственности обвиняемого, а также с иными обстоятельствами, характеризующими личность обвиняемого.

Какое значение имеет данная связь для предупреждения преступлений? Какие криминогенные обстоятельства должны найти отражение в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительном заключении, постановлении о прекращении уголовного дела, протоколе судебного заседания, приговоре, частном определении.

Классифицируйте установленные обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, по следующим основаниям:

1) социально-правовой природе: а) преступление; б) иное правонарушение; в) нарушение нравственных норм;

2) сфере возникновения: а) производственная деятельность; б) деятельность правоохранительных органов; в) общественная деятельность; г) семейно-бытовая сфера.

Какое значение для профилактики преступлений имеет каждая классификация?

26. Жучкова работала продавцом в секции «Ткани» универмага. К работе относилась добросовестно, была активна в общественной жизни коллектива. Жучкова очень завидовала своим подругам. Когда те покупали новые вещи. Себе же она многого позволить не могла, так как жила одна и дополнительных доходов, кроме зарплаты, не имела. В конце месяца в их магазине продавали зимние пльто с воротником ламы, о которой она мечтала. Продавец то же секции Иивина посоветовала Жучковой взять деньги из кассы. Жучкова взяла 24 тыс. 500 руб. на пальто, а Ивина - 10 тыс. руб. На другой день Жучкова обошла всех своих друзей и знакомых с целью занять деньги и внести в кассу, но не смогла внести такую сумму. Сорокова, работница секции «Готовое платье», подсказала, что проблемы получения денег в секции «Ткани» нет, так как можно получать их за счет завышения цен на ткани или за счет неточного отмера материала. Жучкова воспользовалась советом и стала обманывать покупателей. Через месяц ей удалось покрыть сумму в 20 тыс. руб. Работающие в ее секции продавцы знали, что Жучкова систематически обманывает покупателей, но никому не сообщили об этом. Ивина деньги в кассу не внесла.

Внесите представление с указанием причин и условий, способствующих совершенным в универмаге преступлениям. Сформулируйте причины и условия, способствующие хищению государственного имущества путем растраты, совершенное группой лиц по предварительному сговору и обману покупателей. Составьте примерный текст представления.

27. Сгруппируйте обстоятельства, оказывающие влияние на совершение преступлений, по следующим основаниям:

1) по масштабам (уровню) проявления: влияющие на преступность в целом; влияющие на совершение конкретных преступлений;

2) по содержанию: социально-психологического характера; социально-экономического; идеологического, организационного (в том числе правового); иного характера.

Обстоятельства, влияющие на преступность:

- изменения уголовного законодательства;

- враждебное влияние зарубежной идеологии, пропаганды;

- недостаточно высокая материальная обеспеченность части населения;

- высокая плотность населения в крупных городах;

- рост населения в возрасте от 14 до 17 лет включительно;

- отставание общественного, индивидуального сознания от бытия;

- пьянство и алкоголизм, употребление наркотиков;

- недостатки воспитания в семье и быту, учебных и трудовых коллективах;

- цинизм, эгоизм, неуважение к обществу, стяжательство, паразитизм, тунеядство, недисциплинированность, безответственность и т.п.;

- недостатки в организации профилактики правонарушений;

- нарушения принципов неотвратимости ответственности, индивидуализации наказания;

- противоречия между потребностями членов общества и имеющимися материальными средствами для удовлетворения этих потребностей;

- уменьшение возможностей социального контроля за поведением личности вследствие процессов урбанизации, миграции; ослабление традиционных связей внутри групп населения;

- бытовые, семейные и производственные конфликты;

- недостатки в деятельности государственных учреждений, должностных лиц и граждан, объективно облегчающие совершение преступлений.

В рамках каждой из группировок попытайтесь классифицировать указанные обстоятельства на: а) причины преступности (преступлений); б) условия преступности (преступлений).

28. В целях обеспечения прогноза преступности на 5 лет был выделен ряд факторов, которые, по мнению авторов прогноза, влияют на преступность. Среди этих факторов были названы следующие:

- повышение (снижение) уровня материального благосостояния населения;

- повышение спроса на некоторые виды товаров и невозможность его полного удовлетворения;

- отсутствие достаточного количества охраняемых стоянок для личных автомашин;

- наличие дачных участков у жителей города;

- затоваривание складов продукцией, не пользующейся спросом;

- различия между умственным и физическим трудом;

- неравномерное распределение на территории города зрелищных, спортивных, культурно-воспитательных учреждений;

- активизация воспитательной работы в трудовых коллективах;

- миграция населения в города;

- недостатки в правовой пропаганде населения.

Определите, какие из этих факторов можно отнести к антикриминогенным, криминогенным, нейтральным. Аргументируйте свой ответ.

Вопросы для подготовки к практическому занятию:

1. Понятие причин и условий преступности.

2. Классификация причин и условий преступности.

3. Причины и условия конкретного преступления.

4. Выявление причинности и детерминации преступности.

Формы самостоятельной работы по выбору студента:

1. Составление презентаций, кроссвордов и других конкурсных работ.

Деловая игра:

2. Перцев совершил квартирную кражу. В процессе хищения он был замечен соседями потерпевших. Те вызвали полицию. Перцев был задержан на месте преступления.

По заданию преподавателя определенные студенты готовятся выступить в роли Перцева, его родственников, свидетелей, потерпевших.

Подготовьте общий план выявления причин и условий совершения преступления. Подготовьте планы допросов и иных следственных действий, которые необходимо провести для изучения предпосылок преступления. В учебной обстановке проведите указанные следственные действия. Проанализируйте результаты следственных действий: какие причины и условия удалось установить.

3. Митрохин затеял ссору с Карауловым в сквере. Началась драка. Сильным ударом кулака Митрохин сбил Караулова с ног. Тот упал на асфальт и ударился головой. От внутричерепного кровоизлияния Караулов скончался.

По заданию преподавателя определенные студенты готовятся выступить в роли Митрохина, его родственников, свидетелей, родственников потерпевшего.

Подготовьте общий план выявления причин и условий совершения преступления. Подготовьте планы допросов и иных следственных действий, которые необходимо провести для изучения предпосылок преступления. В учебной обстановке проведите указанные следственные действия. Проанализируйте результаты следственных действий: какие причины и условия удалось установить.

4. Студентам (из числа желающих) предлагается подготовить научный доклад по одной из предложенных тем (по желанию студента и по согласованию с преподавателем тема доклада может быть изменена). Из числа студентов преподаватель назначает двух официальных оппонентов, которые предварительно знакомятся с докладом и готовят письменные отзывы. В ходе «защиты диссертации» все студенты группы выступают в роли членов ученого совета. Они могут задавать вопросы докладчику, выступать в поддержку его идей либо критиковать их. После завершения дискуссии «члены ученого совета» голосуют за присвоение докладчику «ученой степени».

Темы докладов:

· Культура как фактор преступности.

· Социальные процессы и преступность.

· Анализ различных сфер социальной жизни: классификация; характеристика; преступность, типичная для каждой сферы; сравнительный анализ преступности в различных сферах; теоретические и практические выводы.

· Изменения социальных условий в России в различные периоды и соответствующие изменения преступности.

· Корысть как фактор экономического развития.

· бескорыстное общество (идеальная модель).

· Религия и корысть.

· Корысть и развитие личности.

· Соотношение случайного преступления и преступной неосторожности.

· Источник повышенной опасности: криминологический анализ.

· Неосторожные политические преступления.

· Специфика женской преступности: теория социальных ролей и биологические детерминанты.

· Пороки социальной культуры и маргинальность.

· Преступность как результат изъянов человеческой природы.

· Порочность нашей культуры и преступность.

· Преступность как следствие недостатков экономической организации общества и неоптимальной политической системы.

· Социальные отклонения.

· Социальные и личностные детерминанты отклоняющегося поведения.

· Ситуация совершения преступления и ее криминологическое значение.

· Мотивация воинских преступлений.

· Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика.

· Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних.

· Управление конфликтными ситуациями и развитие организации.

· Актуальные проблемы девиантного поведения.

· Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофы.

· Проблемы криминологической детерминации.

· Принятие решения в механизме преступного поведения.

· Общая причина преступности в любом обществе.

· Психологические проблемы мотивации поведения человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: