Конспект урока по теме «многоаспектный анализ текста» 10 класс

Цель урока:

Закрепить умения выполнять смысловой, типологический, стилистический анализы текста научного стиля речи, научно-популярного подстиля.

Ход урока:

Быстрое развитие общества, стремительный прогресс науки и техники вызвали потребность в формировании специального языка, наилучшим образом приспособленного для выражения и передачи научного знания. В течение столетий наука сумела выработать великолепный собственный язык – точный, как сама наука, звонкий, выразительный. Вам, выпускникам школы, завтрашним студентам вузов, необходимо знать этот язык и владеть им в совершенстве. Поэтому сегодня мы отрабатываем умение выполнять комплексный, или многоаспектный анализ научного текста, пользуясь известным вам планом.

План анализа текста (записан на доске).

1. Тема.

2. Идея.

3. Сфера общения.

4. Цель общения.

5. Функция общения.

6. Ситуация общения.

7. Форма речи.

8. Тип речи.

9. Стиль и подстиль речи.

10. Жанр.

Результаты анализа будем записывать в таблицу.

Экстралингвистические признаки Языковые признаки
лексические Словообразо- вательные Морфо- логические Синтак- сические
         

- Прочитайте текст В. Мезенцева о сновидениях, попытайтесь понять его общий смысл. Подготовьтесь выразительно прочитать текст.

После прочтения текста учитель переходит к его анализу.

- О чем идет речь в тексте? Какова его тема?

1) Природа сновидений. Тема ориентирована на научный стиль.

- Что хотел сказать автор о природе сновидений? Определите идею текста.

2) Сновидения порождают различные воспоминания, извлекают из памяти былые впечатления, а также во время сна до мозга доходят внешние раздражения. Интенсивная работа мозга во время сна может вызвать сновидения, проясняющие решение задачи, над которой человек думал днем.

- Для какой сферы общения характерен текст?

3) Текст характерен для научной сферы.

- Определите цель, ради которой написан данный текст?

4) Информировать о природе сновидений, доказать истинность выдвинутой гипотезы о сне как небывалой комбинации воспоминаний с внешними раздражениями.

- Каковы функции общения?

5) 1-я – информативная, т.е. передача логической информации о сне и природе сновидений, доказательство ее истинности (при полном отсутствии эмоций); 2-я – воздействующая на логику читателя (слушателя) при доказательстве правоты выдвинутой точки зрения.

- Назовите ситуацию общения.

6) «1 – много», соответствует книжному стилю.

- Форма речи?

7) Письменная, монологическая, соответствует книжному стилю.

- Определите тип речи текста.

8) Рассуждение.

- Докажите, что это рассуждение. Какова композиция текста?

9) Тезис 1-ый: предложения 1,3; аргументы: предложения 4,8,9; тезис 2-ой: предложение 10; аргументы: предложение 13. Перед нами многоаспектное рассуждение, не содержащее вывода, т.к. вывод очевиден, и его легко может сделать сам читатель.

- Определите стиль текста.

10) Научно-популярный подстиль научного стиля.

- Каков жанр текста?

11) Фрагмент (т.к. объем мал) статьи: здесь рассматривается спорный в научном плане вопрос.

- Продолжаем работу с текстом в группах. Выполните стилистический анализ текста:

1-ая группа определяет экстралингвистические признаки текста и основные языковые средства их выражения. Консультант группы дает конкретное задание каждому из своей «шестерки», собирает материал, наработанный членами группы, выступает с отчетом перед классом.

2-ая группа находит лексические признаки (средства) текста и объясняет, какими экстралингвистическими чертами они обусловлены.

3-я группа определяет словообразовательные языковые средства.

4-я группа – морфологические средства.

5-я группа – синтаксические средства.

Необходимо объяснить, какими эктралингвистическими признаками обусловлено то или иное языковое средство. Для работы предоставляются словари. На выполнение задания дается 15 минут. Далее идет отчет консультантов о проведенном группой анализе. Результаты записываются (конспективно) в таблицу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: