1. Основу текста составляет книжная лексика.
2. Текст насыщен терминами из области физиологии («внешние раздражения», «бодрствующие клетки мозга», «зрительные образы»). Но малоупотребительные термины здесь опускаются. Некоторые раскрываются описательно, с помощью перифразы.
3. Широко используется отвлеченная лексика («комбинация», «решение», «сновидение», «основы», «рождение», «проблемы»). Эти слова создают отвлеченность содержания текста.
4. Используются здесь и образные средства: метафоры («комбинация впечатлений»), олицетворения («пройдет автомашина», «зашумит дождь»). Они упрощают передачу информации, делают логический акцент на основной мысли текста. Образность текста диктуется требованиями научно-популярного подстиля.
Словообразование.
1. Интернациональные морфемы. Корни: «физиология» (физио – природа; логос – учение); «комбинация» (комбинацио – сочетание чего-нибудь); «интенсивный» (интенсио – усиление); «мистический» (мистика – таинство); «фантастичность» (фантастик – способность к воображению). Суффиксы (комбинация).
2. Суффиксы, придающие отвлеченность: -ений, -ани, -ств, -аци.
Морфология.
1. Частотность существительных. Главная задача текста, его лексики – объяснение явления сновидения. А для этого нужны прежде всего отглагольные существительные, передающие объективные процессы («раздражение», «решение»).
2. Использование глаголов несовершенного вида настоящего времени в значении постоянного вневременного действия, что обусловлено отвлеченным характером речи: «комбинации составляются», «раздражения вплетаются».
3. Преобладание глагольных форм 3 лица, что обеспечивает обобщенность: «извлекает», «порождают», «пройдет», «возникают», «составляются».
4. Используются причастия в предложениях 1,3,4,5,6,10. Они описывают качества отдельных предметов.
5. Частотны относительные прилагательные, обозначающие постоянные признаки: «внешние раздражения», «зрительные образы», «периодическая таблица». Они употребляются в составе термина, не выполняют функции экспрессивного описания.
Синтаксические особенности.
В данном тексте используются сложные
(сложноподчиненные) предложения, состоящие из 2-3-х частей
(предложения 2,6,10,11), осложненные предложения 1,3,5,10. Это
придает тексту книжный характер. Однако по объему эти
предложения не являются многокомпонентными, т.е. смысл
высказывания достаточно легко усваивается читателем
(слушателем). Это обусловлено научно-популярным подстилем
речи. В сложноподчиненных предложениях полнее и точнее
передается разнообразная информация, это достигается с
помощью союзов и союзных слов. Так, 4-е предложение –
сложноподчиненное с придаточным определительным.
Определительное придаточное употребляется для того, чтобы
подчеркнуть характерный признак, качество явления сновидения.
И в предложениях 2,6,10,11 определительные придаточные
акцентируют внимание на характерном признаке, свойстве. В
предложении 11 союзное слово «когда», присоединяющее
определительное придаточное, вносит в предложение еще и
оттенок значения места. Такая многозначность придаточного
предложения также обусловлена научно-популярным подстилем.
Седьмое предложение с придаточным дополнительным выражает
типическое явление, закономерность.
Ряды однородных членов служат для передачи полной и
точной информации. Редко используются цепочки родительных
падежей (1 раз): «работа по созданию таблицы элементов». В
предложениях преобладает инверсия главных членов (1,2,3,4,5,7 и
др.). В этом случае акцент ставится не на действии, а на явлении,
предмете научного исследования.
Итак, синтаксические средства текста указывают на научно-
популярный подстиль научного стиля.
Обобщение выступлений учащихся о принадлежности текста к научно-популярному подстилю.
12) Перед нами текст научно-популярного подстиля, так как информация о природе сновидений передается в упрощенной форме, снижается ее точность и глубина. Текст адаптирован для восприятия информации широким кругом читателей, в том числе и не подготовленных для ее осмысления. Здесь отсутствуют вводные, вставные конструкции, многокомпонентные предложения, поэтому смысл высказывания достаточно легко усваивается читателями. Это обусловлено научно-популярным подстилем. В тексте немного терминов, некоторые из них раскрываются описательно: вместо слова «сновидения» В. Мезенцев употребляет перифразу «небывалая комбинация былых впечатлений», мозг называет «кладовой памяти». Присутствует здесь и образность – прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы: сон содержит лишь то, что было когда-то воспринято мозгом. На этой мысли делает логический акцент метафора «комбинация впечатлений». Упрощают передачу информации олицетворения: «зашумит дождь», «пройдет автомашина». Значит, языковые факторы научного стиля представлены недостаточно ярко. Это объясняется влиянием подстиля.
Заключительное слово учителя.
- Итак, мы доказали, что цели, функции, экстралингвистические факторы и языковые особенности текста указывают на принадлежность текста к научному стилю, научно-популярному подстилю.
Учитель оценивает работу консультантов, комментирует оценки, консультанты выставляют оценки за работу на уроке членам своей группы.
Домашнее задание:
1. Выполнить комплексный анализ текста из учебника русского языка А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой;
2. Результаты анализа записать в таблицу (по образцу, сделанному на уроке).