В. Г. Танасевич, профессор

1. Под причинами разумеются явления, обусловливающие возникновение других явлений, а под условиями — обстоятель-тельства, которые опеределяют действие причин.

Причи-нами совершения конкретного преступления (и в криминалистике и в криминологии)* являются обстоятельства неблагополучного формирования личности, обусловливающие возникновение у индивида антиобщественных взглядов, навыков, привычек. Особо важное значение при этом имеет микросреда, в которой проживал индивид. Определяется это тем, что человек взаимодействует с ней с первых дней своей жизни. Основной поток общественной информации воздействует на личность через микросреду, и, кроме того, все жизненные влияния преломляются через опыт личности, приобретенный главным образом в общении с микросредой (семьей, трудовым или учебным коллективом, ближайшим бытовым окружением).

Советские криминологи предприняли попытки сгруппировать обстоятельства микросреды (в семье, трудовом коллективе, школе, ближайшем бытовом Окружении), обусловливающие неблагополучное формирование личности. Это выглядит так:

в семье —ненормальная обстановка, внутренний разлад, неправильное воспитание (безнадзорность, непривитие трудовых навыков): проявление эгоизма, стяжательства, антиобщественное поведение родителей и др.;

* Поскольку речь идет о конкретном преступлении, можно говорить о единстве причин.


в школе — отрыв обучения от воспитания, подавление инициативы и самодеятельности учащихся, слабая дисциплина, неорганизованность досуга и др.;

в трудовом коллективе — слабая дисциплина труда, низкие экономические показатели, низкая культура труда и быта (пьянство, прогулы, брак), отрицательные явления в работе общественных организаций, недостатки в деятельности администрации (нарушение принципа материальной заинтересованности, зажим критики, невнимание к производственным и бытовым нуждам работников, плохая организация труда) и т. д.;

в ближайшем бытовом окружении —аморальное поведение соседей, особенно в общежитиях, отсутствие культурно-воспитательной работы, материально-бытовые трудности, влияние лиц, ранее судимых либо систематически нарушающих правила социалистического общежития, и т. д.

2. В. Н. Кудрявцев, присоединяясь к этому перечню, справедливо указывает на то, что «подобные перечни обстоятельств, неблагоприятно сказывающихся на нравственном формировании личности, более конкретно разработаны применительно к отдельным видам преступлений... хищению государственного и общественного имущества»96.

Сказанное можно проиллюстрировать результатами исследований, проведенных сектором № 3 Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, которым разработан достаточно подробный перечень отрицательных обстоятельств микросреды, влияющих на формирование личности расхитителя.

В трудовом коллективе:

случаи пьянства в рабочее время;

факты бесхозяйственности;

неналаженность учета и контроля, а также охраны социалистического имущества;

приписки к отчетности;

атмосфера показного благополучия, беспринципности, круговой поруки, небрежного отношения к социалистическому имуществу, дисциплине труда, неуважение правовых норм на некоторых предприятиях;

безответственность должностных лиц, не обеспечивших сохранность социалистического имущества;

безнаказанность расхитителей, работников, по вине которых причиняется ущерб социалистической собственности;

недостатки воспитательной работы. *

В семье:

атмосфера, возбуждающая корыстные, агоистические интересы, формирующая потребительское отношение к жизни;

дурные примеры родителей; наличие в семье лиц, занимающих-І хищениями, стяжателей, рвачей, неуважительно относящихся к социалистической собственности;

пьянство родителей и старших членов семьи;


отсутствие требовательности со стороны родителей;

игнорирование необходимости воспитания трудовых навыков;

разрыв между относительно высокими материальными достатками и духовными запросами членов семьи;

сознательное привитие стремлений к неправомерному обогащению;

неумение привить подросткам правильные взгляды на социалистическую собственность.

В учебных заведениях:

безнаказанность за неправильное отношение к социалистическому имуществу;

недооценка важности воспитания непримиримости к посяга; тельствам на народное достояние;

недостаточное приобщение учащихся к труду;

формализм в воспитательной работе по привитию учащимся взглядов на социалистическую собственность как священную и неприкосновенную;

неглубокое разъяснение социалистического принципа распределения по пруду и принципа равенства.

В ближайшем бытовом окружении:

конкретные проявления несоциалистического отношения к государственному и общественному имуществу;

атмосфера частнособственнической мещанской морали, корыстной выгоды, индивидуалистической расчетливости, потребительского отношения к жизни;

фактическая безнаказанность Ірасхитителей из числа друзей и знакомых;

проявления неуважения к закону и лицам, соблюдающим требования закона об охране социалистической собственности;

неправильное поведение должностных лиц в быту;

поощрение посягательств на социалистическое имущество;

сочувственное отношение к расхитителям, привлеченным к ответу;

распространение мнений и настроений, допускающих незаконное обогащение;

равнодушие к обеспечению сохранности социалистического имущества*.

3. Исследования причин конкретных преступлений показывают, что перечисленные выше обстоятельства, как общие, так и относящиеся к отдельным видам преступлений, свидетельствующие о неблагоприятном нравственном формировании личности правонарушителей, обычно действуют не в одиночку, а в определенном комплексе. При этом, хотя их нередко именуют криминологиче-

* Естественно, что в настоящем перечне, относящемся к одному из видов преступлений — хищениям социалистического имущества, в ряде случаев повторяются обстоятельства, относящиеся к конкретным преступлениям, упомянутым в общем перечне, зафиксировавшем общие для многих видов преступлений обстоятельства.


скими, фактически этого нельзя сказать о каждом из них в отдельности. Многие отрицательные свойства личности (например, эгоизм, стяжательство, неуважительное отношение к закону и др.) носят характер аморальных, располагающих к некритическому восприятию общественно опасных, криминальных свойств.

Следователи, стремящиеся к глубокому постижению обстоятельств неблагоприятного формирования личности обвиняемого, проводят по делу соответствующие исследования (хотя, к сожалению, далеко не всегда) и их результаты освещают в обвинительных заключениях. Для иллюстрации можно привести выдержку из обвинительного заключения по делу Ан-ко, который убил старушку — свою родственницу с целью завладения ее имуществом. По поводу личностных свойств обвиняемого в обвинительном заключении говорится,- что в совершенном преступлении проявились личные свойства обвиняемого: чрезмерное самолюбие, себялюбие, эгоистичность, нежелание трудиться и в то же время привычка жить в достатке. Формирование этих свойств увязывается с вредным влиянием матери,.завышающей оценку способностей сына (Ан-ко воспитывался без отца).

4. Однако далеко не всегда зараженный криминальными свойствами человек становится преступником. Совершение противоправного поступка — проявление в жизни противообщественной направленности обычно становится возможным лишь при наличии определенных условий, облегчающих совершение преступления, способствующих ему. Они бывают самыми разнообразными, как правило, специфическими для определенной категории преступлений. Насколько велико их разнообразие, можно продемонстрировать на примере совершения хищений социалистического имущества, подразделив их на следующие группы: организационно-хозяйственного характера; идейно:воспитательные; технического характера; экономического характера; правового характера.

При этом каждая группа условий занимает важное место в системе условий, способствующих совершению преступления. Покажем это на разнообразии хотя бы одной групгш условий — организационно-хозяйственной:

несовершенство управления отдельными предприятиями, отраслями хозяйства, приводящее к бесхозяйственности в низовых организациях, на предприятиях (неполному использованию рабочей силы, простоям, необеспеченности планомерной поставки сырья и материалов и т. п.);

недостатки в организации производства, связанные с низкой производительностью труда, выпуском продукции невысокого качества и даже недоброкачественной;

недостаточно ширркое привлечение грудящихся к управлению хозяйственной деятельностью, учету и контролю за соблюдением социалистического принципа распределения по труду;

недостатки в планировании развития отдельных отраслей хозяйства.предприятий, приводящие к нерациональной затрате средств, консервации отдельных участков строительства и т. п.;


недостатки в организации обеспечения охраны социалистического имущества;

недостатки в организации системы реагирования администрации на выявляемые недостачи имущества, злоупотребления, хищения;

недостатки в разработке принципов и системы производственных норм естественных трат имущества при производстве, переработке, транспортировке, хранении;

недооценка роли контрольно-ревизионной деятельности в обеспечении сохранности социалистического имущества: плохая постановка работы контрольно-ревизионных служб;

недостатки в организации учета, отчетности, оформления хозяйственных операций по движению имущества, затрудняющие контроль за его сохранностью, влекущие обезличку в ответственности;

неразработанность средств обязательного быстрого и правильного фиксирования количества и качества принимаемого, транспортируемого и сдаваемого имущества;

отсутствие единой системы учета материальных ценностей на бланках документов строгой отчетности;

недостатки в распределении между торгующими организациями товаров повышенного спроса, порождающие злоупотребления;

нарушения установленного порядка обеспечения сырьем мелких предприятий легкой промышленности, способствующие хищениям;

недостатки в организации бытового обслуживания населения (например, в области техобслуживания автомашин, снабжения запчастями и т. п.).

5. Следует отметить возможность преобразования факторов, относящихся к причинам и условиям. Длительный период воздействуя на сознание лица, неблагополучные обстоятельства микросреды из условий могут перерастать в причины, влечь за собой возникновение стойких антиобщественных нравственно-психологических свойств, приводящих к преступлениям. В свою очередь антиобщественная ориентация в определенных неблагоприятных условиях реализуется в конкретный преступный умысел.

Из числа приведенных обстоятельств можно выделить такие, которые в основном влияют на возникновение антиобщественных взглядов (например, созданная в коллективе предприятия атмосфера показного благополучия, беспринципности, круговой поруки нечестных лиц, небрежного отношения к социалистическому имуществу, дисциплине'труда, соблюдению правовых норм); другие же наряду с отрицательным влиянием на формирование сознания человека в то же время могут способствовать совершению конкретного хищения (например, факты бесхозяйственности, неналаженности учета и контроля, недостатков в охране социалистического имущества и т. п.).

Необходимо еще раз подчеркнуть известную условность


указанного разделения: некоторые из отрицательных обстоятельств микросреды, отнесенные к одной социальной группе, могут иметь место и в других социальных группах. Например, бесконтрольность, безнаказанность расхитителей можно наблюдать в производственном коллективе и в то же время в семье, в ближайшем бытовом окружении.

6. Причины и условия совершения конкретного преступления охватываются предметом криминологии, и вместе с тем они являются предметом криминалистики. Но существуют ли какие-либо различия в значении, методах и средствах исследования этих вопросов в криминологии и в криминалистике? Безусловно — да. Прежде всего нужно отметить, что проблема причин и условий конкретного преступления имеет различный удельный вес в криминологии и в криминалистике, подход к ее исследованию неодинаков в той и другой дисциплине.

В советской криминологии отдельные конкретные преступления значимы прежде всего как составная часть такого социального явления, как преступность. В криминалистике же конкретное преступление составляет центр исследования.

Механизм воздействия на личность определенных обстоятельств, обусловливающих причины и условия совершения конкретного преступления, весьма сложен и до конца не исследован. Неблагоприятное воздействие на отдельного индивидуума зависит от различных жизненных ситуаций. И было бы ошибкой полагать, что описанные выше факторы однозначно влияют на каждого индивидуума или что это зависит от их количества. В особенности разнообразно их воздействие в зависимости от особенностей личности и характера совершенного преступления. Поэтому каждое конкретное преступление подлежит специфическому исследованию.

Это находится в прямой связи с доминирующими сейчас определениями названных наук. Советская криминология определяется как наука о преступности в целом, ее состоянии, структуре, динамике, причинах преступности и условиях, ей способствующих, о личности преступника, о путях и средствах предупреждения правонарушений. Конкретное преступление ею рассматривается как составная часть преступности, без исследования которой невозможно полное изучение общего97.

В криминалистике главная цель состоит в раскрытии конкретного преступления. Криминалистика определяется как наука о за-.кономерностях возникновения, собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей средствах и методах судебного исследования* и предотвращения преступлений (а следовательно, и установления причин и условий конкретного преступления98). Причины и усло-

Автор понимает под судебным исследованием совокупность деятельности органов дознания, следствия, суда, экспертных учреждений по установлению истины по делу.


вия, способствовавшие совершению-—преступления, выясняются при предварительном расследовании и рассмотрении в суде. Они связаны со всеми частями предмета доказывания: событием преступления; виновностью обвиняемого и обстоятельствами, влияющими на степень и характер ответственности обвиняемого; характером и размером ущерба, причиненного преступлением.

Из сказанного вытекает еще одна особенность: методами криминалистики устанавливаются, как правило, обстоятельства прошлого*, тогда как в криминологии основное внимание уделяется обстоятельствам настоящего. В рамках конкретного уголовного дела выясняются обстоятельства совершенного в прошлом преступления и способствовавшие ему условия, а при проведении криминологического исследования все внимание направлено на выяснение криминологически значимых обстоятельств, сохраняющихся в настоящее время и подлежащих устранению. Отсюда и различие в характере профилактических мероприятий, разрабатываемых средствами криминалистики и криминологии.

7. Существенное различие имеют средства и методы, с помощью которых выполняются конкретные задачи в криминалистике и в криминологии по выявлению причин и условий, способствующих совершению конкретного преступления.

В криминалистике доказывание причин и условий конкретного преступления возможно лишь с использованием уголовно-процессуальных источников, устанавливаемых путем проведения процессуальных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Это гарантирует достоверность выводов об обстоятельствах преступления**, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона.

При установлении причин и условий используются все виды процессуальных действий.

Обычно в уголовном деле содержатся отдельные сведения о причинах и условиях, входящие в общие данные, относящиеся к предмету доказывания. Специальные источники сведений о причинах и условиях, как правило, отсутствуют. К сожален'ию, эти вопросы при судебном исследовании нередко выясняются явно недостаточно.

Фактически это означает невыполнение при судебном исследовании уголовных дел требования относительно полноты выяснения определенных обстоятельств в соответствии с предметом доказывания. Полное и правильное выполнение всех пунктов ст. 68 УПК

* Если следователь при расследовании преступления сталкивается с негативными обстоятельствами, сохранившимися после совершения преступления, он принимает соответствующие меры к их устранению сам или через надзирающего

прокурора.

** Автор придерживается позиции, что раскрытие преступления будет предварительным на стадии завершения предварительного 'следствия. Окончательное, полное раскрытие преступления имеет место лишь при вынесении обвинительного приговора.


РСФСР относится в той же степени и к выяснению причин и условий конкретного преступления*.

Проанализируем в этом плане содержание предмета доказывания:

событие преступления —время, место, способ, совершения преступления должны быть установлены согласно указаниям п. 1 ст. 68 УПК РСФСР; при этом должны быть выяснены все обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, т. е. все смягчающие и отягчающие обстоятельства;

должны быть использованы все данные о виновности обвиняемого, мотиве преступления;

исследуются характер и размеры ущерба, причиненного преступлением;

исследуются обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого.

Согласно ст. 68 УПК РСФСР, на протяжении всего судебного исследования должны выясняться причины совершения преступления и обстоятельства, ему способствовавшие.

Выяснение обстоятельств дела производится с использованием процессуальных средств доказывания. Наиболее распространенным из них является допрос обвиняемого, свидетелей, иных лиц. С его помощью устанавливаются причины совершения преступления, данные о личности правонарушителя, его взглядах, наклонностях, устремлениях, навыках, привычках, отношении к общественности, коллективу, окружающим. При этом выясняются не только сформировавшиеся черты личности, но и условия их формирования. Подробно выясняются обстановка совершения преступления, условия, облегчившие совершение правонарушения, способствовавшие ему (при этом не следует забывать, что как бы ни были интересны выводы и оценки допрашиваемого, для дела особенно важны сообщенные им фактические данные).

Существенное значение может иметь использование при доказывании документов. Это особенно важно при исследовании преступлений, совершенных должностными лицами, в связи с чем проводятся ревизии и судебно-бухгалтерские экспертизы, требующие применения специальных знаний. Последние приходится использовать по многим уголовным делам не только о хозяйственных, но и иных видах преступлений. Дело в том, что далеко не всегда работники правоохранительных органов, собрав определенные доказательства, в состоянии без помощи сведущих лиц правильно их исследовать, выяснить причины и условия, способствовавшие преступлению. Это особенно относится к малоопытным работникам, которые не имеют достаточной подготовки, например, в области судебной психологии, необходимой для того, чтобы сделать

* Нельзя не согласиться с утверждением некоторых юристов по этому вопросу. 3 частности, следует поддержать точку зрения доктора юридических наук А_ 11. Михайлова, что при.полном выяснении предмета доказывания тем самым беспечивается выяснение причин и условий, способствовавших совершению конкретного преступления.


правильные выводы о причинах и условиях совершенного преступления. В решении этих вопросов им помогают судебные эксперты, в том числе психологи.

8. Участие представителей общественности рекомендуется и криминалистикой, и криминологией. При этом съ 128 УПК РСФСР прямо предусматривает привлечение общественности «для выявления и установления причин и условий, способствовавших совершению преступлений». Разумеется, недопустимо поручать представителям общественности какие-либо процессуальные действия. Применительно к криминологическим исследованиям тоже рекомендуется участие общественности, но опять-таки без использования ее представителями каких-либо уголовно-процессуальных средств.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: